РCT: Туристическая отрасль поставлена на грань выживания

Вчера прошло заседание правления Российского союза туриндустрии. Руководители РСТ обсудили итоги сезона, проблемы рынка и варианты их решения.

В туризме появляются новые возможности и делаются инвестиции, однако, отрасль находится на грани выживания ― такая мысль была лейтмотивом прошедшего заседания правления РСТ. Несмотря на накопившиеся проблемы, у отрасли есть большие перспективы. Как их собираются решать, а также что ждет рынок?

Доходы падают ― налоги растут

В туризме появляются новые возможности и делаются инвестиции, однако, отрасль находится на грани выживания ― так считает президент РСТ Сергей Шпилько. Он отметил, что платежеспособность туристов падает, а также растет фискальная нагрузка на турбизнес.

Сергей Шпилько, президент РСТ:

​«Дополнительные налоги ― не выход из ситуации. Проблемы дефицитов региональных и муниципальных бюджетов не должны решаться за счет введения новых налогов на туристов или бизнес. Должны меняться межбюджетные отношения, иначе у городов по-прежнему не будет средств для развития. Например, Суздаль, который принимает ежегодно до 2 млн туристов, имеет бюджет всего 200 млн рублей».

Юрий Барзыкин поддержал коллегу: по его мнению, на туррынке много инициатив, но некоторые из них противоречат друг другу. Несмотря на положительную динамику выездного туризма (рост на 10,4% за 2018 год), нельзя сказать, что растут продажи пакетных туров. Наоборот, идет снижение рентабельности турбизнеса. Скорое введение туристического сбора несомненно окажет влияние на стоимость продукта.

Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ:

​«Плюс к этому падающая покупательная способность россиян, быстрый рост курса валюты. Тут никакое субсидирование не поможет. Ситуация осложняется ростом рисков, банкротствами операторов. Неудивительно, что на этом фоне появляются экзотические идеи разрешить агентствам самим формировать туры».

Алексей Воробьев, директора московского гостиничного комплекса «Измайлово» дал свое видение решение накопившихся проблем: «Надо доказать властям, что дальнейшее увеличение фискальной нагрузки на бизнес чревато серьезными проблемами. Все последние годы маржинальность туристического и гостиничного бизнеса стремительно падает. С ростом нагрузки бизнес входит в зону все больших рисков»

На туризм возлагают надежды. Но не на весь

Тем не менее, есть и положительные моменты ― на туристическую отрасль возлагают большие надежды в правительстве. Например, активнее работать с отраслевым думским комитетом призвали региональный туррынок. Автором предложения выступил зампред комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергей Кривоносов, который не допустил закона об аккредитации визовых центров.

Также депутат выступает против туристического сбора. По мнению Кривоносова, куда лучше будет дать турбизнесу возможность брать кредиты, но только по приемлемым ставкам.

Сергей Кривоносов, зампред комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи:

​«Отсутствие у туроператоров этой возможности и, как следствие, нехватка оборотных средств становится причиной большинства банкротств на туристическом рынке. Комитет ведет переговоры с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства о предоставлении турбизнесу кредитов под 6,5%».

Между тем, в Госдуме обсуждается создание Союза развития туризма, который поможет Ростуризму лучше работать с региональным бизнесом. Так, в «Золотом кольце» планируется не только развивать санаторно-курортный отдых, но и ввести патентную систему для частных средств размещения.

Что еще обсудили на заседании РСТ

  • Детский туризм. В рамках РСТ сейчас ведется активная разработка добровольной сертификации ТО по детскому отдыху ― об этом сообщила Ольга Санаева, глава Совета регионов РСТ. Также в союзе добились отложения возрастного ценза до 2020 года для туристических автобусов с группами детей. Также 15-го сентября озвучат варианты решения проблемы качественных автобусов для туризма и льгот для турфирм для приобретения нового транспорта.
     
  • Новые полномочия Федерального агентства по туризму. В частности, затронули тему остановки деятельности ТО по решению ведомства. Эксперты ведомства заметили: одно дело применять эту мерв в ситуации с «Натали Турс», когда для всех было очевидно, что туроператор не можем осуществлять свою деятельность и совсем другое, когда происходит менее очевидная ситуация. В таком случае, туроператор сможет поспорить с Ростуризмом в суде.
    Свое мнение по этому вопросу высказала и Юлия Алчеева, руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по страхованию туроператоров. По ее мнению, необходимо обозначить границы в которых будут четко видны новые полномочия Ростуризма в отношении исключения туроператоров.
     
  • Работа туроператоров с консульствами. А именно с итальянским и австрийским. Первое недавно ввело новую процедуру аккредитации. По мнению ТО, теперь игрокам рынка приходится совершать необоснованные траты, чтобы получить разрешение на работу с направлением. А австрийское консульство считают самым «трудным» из всех ― якобы там к российским туроператорам относятся не лояльно.
     
  • Теневой турбизнес. «Нужно бороться с теневым бизнесом и компаниями, которые работают без фингарантий и не состоят в „Турпомощи“», ― так считает Дмитрий Микитченко, председатель правления Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО). Спикер предложил предоставить «Турпомощи» возможность мониторить работу таких туроператоров. Поддержала коллегу и Наталья Ларионова, директор екатеринбургской компании «Детское бюро путешествий».
     
  • Сложности с туризмом в Удмуртии. «У нас никогда не было такого количества банкротств, фирмы просто исчезают. Есть ощущение, что система бизнеса, сложившаяся за последние 20 лет, сейчас рушится. Нам надо уметь этому что-то противопоставить», ― рассказала Елена Захидова, руководитель Удмуртского регионального отделения РСТ.

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

6 комментариев

Турагенство
04 октября, 12:49
Соглашусь и подпишусь под каждым словом
турагенства переживают очередной кризис - кто-то закрывается и уходит в тень, кто-то даже аренду не в силах снять и сидят дома, обслуживая своих родных и близких, зато что стоит поднимать с нуля - то что строится годами, а потом уходят с рынка и ищут себя в другом - сколько мы потеряли с СССР -и до сих пор не можем качественно простроить систему в разных производствах - вносить коррективы необходимо с учетом новых технологий, но не более того - это не должно отражаться на экономике,
Почему то кто-то решил, что надо создать очередную кормушку для своего сыночка, чтоб все деньги стекали к нему в карман - так не получится - закрываются агентства и операторы не из-за мошенничества и воровства, а из-за не способности кормить все государство
Наталия Ивановна
13 сентября, 16:18
Татьяна, конечно, "дилетант", спасибо, что поправили...
Когда быстро пишешь да еще звонки, не всегда хорошо с русским языком...
ТАТЬЯНА
13 сентября, 14:26
А разве слово "Дилетант" пишется как "ДЕлитант" ???? Ну и ну
LOG
13 сентября, 14:08
Заголовок соответствует действительности - Туристическая отрасль поставлена на грань выживания...... Любят у нас экспериментировать. Такой механизм был...., который надо было только корректировать. Но нет - надо все разрушить.... Как-то слово крутится на языке - варвары
Наталия Ивановна
13 сентября, 11:53
Согласна с Игорем, что делитантов в верхушке Ростуризма и других наших тур.структур хватает.
"Хорошая идея" создать ёще один "СОЮЗ в помощь Ростуризму", как раз можно будет устроить на ГОСЗАРПЛАТУ ещё с десяток делитантов, которые также "успешно" будут обсуждать и помогать спасать туррынок.
И как много обсуждений вокруг международного туризма, и ни одного слова, а что с внутренним туризмом происходит????, с агентствами, которые без помощи Ростуризма развивают туризм внутри страны, получая при этом копейки! А платят налоги наравне с выездным туризмом, где доходность на порядок выше!
Вот о ком думать нужно, и, возможно, в первую очередь, а то деньги с выездного туризма УХОДЯТ В ЕВРОПУ, а путешествуя по России люди дают работу другим людям в регионах, и оставляют деньги внутри страны в виде налогов, зарплат сотрудникам ресторанов, гостиниц, транспорта и экскурсоводам...
Вот так то, друзья!
Игорь
13 сентября, 11:16
Не состоятельность и не нужность "Турпомощи" и фингарантий, показало время. Свои поездки, турист сам должен страховать. отраслью должны руководить и создавать профики, а не делитанты .

Каких туристов ждут в Казахстане

И что там готовы предпринимать для наращивания турпотоков.

Каких туристов ждут в Казахстане

Казахстан восстанавливает въездной туризм, хотя показатели все еще скромнее допандемийных цифр — всего 1,1 млн иностранных туристов приехало в страну в 2023 году. Через пять лет здесь рассчитывают увидеть уже 4 млн. Сегодня, кстати, россияне среди гостей из-за рубежа сегодня на первом месте. О главных направлениях развития туризма, ценах и казахстанском сервисе рассказал в интервью Tourcode.kz глава нацкомпании Kazakh Tourism Кайрат Садвакасов. Profi.Travel собрал для вас самое интересное.

Про новые туристические акценты Казахстана

Кайрат Садвакасов выделил три ключевых направления, которые должны стать магнитами для туристов — как внутренних, так и из-за рубежа. В первую очередь это национальные парки. «Нам нужно уходить в менее известные места. К примеру, Алтын-Эмель, расположенный в 300 километрах от Алматы, принимает меньше туристов, чем Бурабай, который находится в 250 километрах от Астаны. Нужно уходить в Тарбагатай, Катон-Карагай, большие национальные парки и другие примечательные культурные объекты на природе. У нас 14 национальных природных парков, они занимают 10% территории страны — почему бы туда не ездить?» — говорит он.

Второе направление — это культурно-исторический туризм. С точки зрения главы Kazakh Tourism, он очень важен с точки зрения регионального распределения турпотоков: «Сейчас львиную долю денег от туризма забирают Алматы и Астана. А как быть Туркестану? 362 святых места в Мангыстау — но сколько людей туда ездит?». История Золотой Орды, по его словам, способна стать одним туристических магнитов. Но для этого надо развивать такие локации, как Сарайшык, древняя столица Золотой Орды, Туркестан, Кызылорда.

Третье — ивенты. Их развитие возможно даже при отсутствии инфраструктуры, считает Кайрат Садвакасов. «Возьмите, к примеру, фестиваль „Стихия“ или Burning Man. Все это можно проводить и у нас. Для этого здесь есть главное — крутая природа, ландшафты, потрясающее небо, которым все восхищаются. Все это надо продвигать через мероприятия — деловые, спортивные, политические. Через драйвовые события», — убежден он. Глава Kazakh Tourism добавил, что сейчас компания планирует продвигать туристические ивенты на Байконуре.

«Мы должны закрепить за собой статус центральноазиатского хаба ивентов, а может — даже евразийского хаба», — заключил он.

Про высокие цены в Казахстане

Дороговизну Кайрат Садвакасов назвал одним из факторов, которые тормозят развитие турпотоков: «Вроде бы, не за что платить, но при этом все очень дорого стоит. Почему так — никто не разбирается, просто все говорят: „Ну, в Боровом дороже, чем в Турции“».

Причину он назвал сам: «Бизнесмен — себе не враг, он хочет быстро окупить все вложенные средства. Сезон у нас очень короткий, например, в Боровом — всего 2-3 месяца. Конечно, он хочет заработать, потому что в остальные 9 месяцев у него не будет большого потока. Ставит высокую цену, и у него за эту цену все берут. Из-за отсутствия конкуренции, большого спроса при малом предложении рынок Астаны готов платить большие деньги. То же самое в Актау: открылся Rixos — местный нефтяной бизнес из Атырау приходит и покупает».

Решать эту проблему, по его словам, возможно, только развивая конкуренцию. А для этого нужны меры господдержки. И они уже существуют, подчеркнул глава Kazakh Tourism. Это 10%-ное возмещение за строительство отеля, 25% — за покупку горнолыжного оборудования и автобусов и т.д.

Про казахстанский сервис

Отвечая на вопрос о том, готов ли сервис к росту турпотоков, Кайрат Садвакасов признал, что проблема существует, и начинать ее решение жителям Казахстана придется с себя. «Ну, а кто этот сервис? Кто этот плохой отель? Или этот ресторан? Это наши с вами дяди, тети, это мы сами. Пока мы не начнем с себя, перестав закрывать на это глаза и в них инвестировать, они не смогут подтянуться до нужного уровня», — сказал он. И добавил, что отельерам и рестораторам ничего не останется, кроме как «набивать руку», когда турпотоки будут расти.

«Важно также сразу правильно определить целевую аудиторию, — предположил глава Kazakh Tourism. — Тех, кто будет приезжать, зная, что у нас не все, как в Европе. И такой рынок есть. Согласно недавнему исследованию Skift (информационно-аналитическая платформа глобальной индустрии путешествий — прим. ред.) оказалось, что для рынка Китая Казахстан стал вторым выбором после Исландии — в качестве необычного нового направления».

Кайрат Садвакасов также отнес к таким рынкам Узбекистан, Кыргызстан, турпотоки из которых пока недостаточно развиты. «Там тоже есть богатые люди, которые выбирают дальнее зарубежье, но слабо знают Казахстан — за исключением Алматы. В связи с последними событиями Казахстан для себя открывают опытные, образованные путешественники из России — и они говорят: „Вау, оказывается, в Казахстане так круто, все есть“», — привел пример он.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 


Пройдите опрос: 

Растет ли у российских туристов интерес к Казахстану?


Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

Более ста туроператоров исключили из реестра в апреле

Часть из них потеряли только возможность заниматься выездным туризмом.

Более ста туроператоров исключили из реестра в апреле

В апреле более ста туроператоров приказами Минэкономразвития были исключены из федерального реестра или потеряли возможность заниматься выездным туризмом. Основная причина — непредставление сведений о наличии финансового обеспечения ответственности на новый срок. В известных на рынке компаниях, чьи названия фигурируют в перечне, рассказали Profi.Travel, имеют ли отношение к ним указанные юрлица и с чем связано исключение.

ООО «ВАНД ТРЕВЕЛ» исключено из реестра в связи с непредставлением сведений о наличии финансового обеспечения ответственности на новый срок. Как пояснили в туроператорской компании, это юрлицо закрывается из-за того, что не ведет деятельность на рынке. «Компания в стадии ликвидации, поэтому мы ее вывели из реестра туроператоров», — сказала замгенерального директора компании «ВАНД ВОЯЖ» Светлана Кречкина. Она подчеркнула, что основное действующее юрлицо — «ВАНД ВОЯЖ», чье финансовое обеспечение ответственности продлено до марта 2025 года.

Никаких обязательств у «ВАНД ТРЕВЕЛ» не было, подчеркнула Светлана Кречкина. «Она не ведет деятельность со времен пандемии — ни клиенты, ни поставщики давно не оформляются через нее. Мы ее закрыли, как только рассчитались по ней с ковидными долгами», — добавила она.

Из сферы деятельности ООО «Тез Тур Центр» исключен международный выездной туризм. При этом компания продолжает работу по внутреннему и въездному сегментам. Выездным туризмом, как и ранее, продолжает заниматься ООО «Компания Тез Тур», пояснили Profi.Travel в туроператоре.

ООО «СК «Инфофлот» (РТО 017546) исключено из федерального реестра по заявлению самой компании о прекращении туроператорской деятельности.

«В связи с работой туроператора под брендом «Созвездие» юрлицо ООО «СК „Инфофлот“ вывели из реестра туроператоров. Операция чисто техническая», — пояснил рассказал Profi.Travel генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский.

У АО «Группа компаний Спектрум» (РТО 025484) из сведений, содержащихся в едином федеральном реестре туроператоров, исключена сфера деятельности «выездной туризм».

«Группа компаний «Спектрум» была акционерным обществом, мы ее перерегистрировали как общество с ограниченной ответственностью. Перед самыми праздниками переделали фингарантию, сдали все документы в Минэкономразвития, — пояснила Profi.Travel руководитель и основатель группы компаний «Спектрум» Евгения Конколь. — Оказалось, что при перерегистрации дается новый ИНН, и для реестра — это новая компания. Мы под расписку сдали документы и получили регистрационный номер: 3065-ГУ. Теперь ждем включения в реестр, все формальности должны быть закончены в течение ближайшее время». Она подчеркнула, что ООО «Группа компаний «Спектрум» входит в АТОР, РСТ и ассоциацию «Турпомощь».

Также в списках оказались и «однофамильцы» известных туроператоров. Так, из реестра была исключена ООО «ВОКРУГ СВЕТА» (РТО 018411) в связи с непредставлением сведений о наличии у них финансового обеспечения ответственности на новый срок. «У нас огромное количество однофамильцев! Мы — ООО ТФ «Вокруг света» (РТО 001037) — являемся туроператором по выездному, въездному и внутреннему туризму, — сообщил Profi.Travel директор по развитию компании Александр Гагарин. — У нас все в порядке, а в стране порядка 10-15 компаний с названием «Вокруг света».

По словам вице-президента РСТ, гендиректора ЮА «Персона грата» Георгия Мохова, ротация туроператоров происходит каждый год именно в марте-апреле. «Заканчиваются сроки подачи отчетности, финансовое обеспечение, его нужно продлевать и, соответственно, за это платить. И компании принимают решение, нужно им продолжать оплачивать страховку или каким-то образом иначе структурировать деятельность. Но в итоге получается примерно одинаковое количество туроператоров: сколько вышло, столько и вошло», — пояснил он.

С его точки зрения, играет роль и то, что 1 мая истек срок льготного периода, когда фингарантии были минимальными для всех выездных туроператоров — 10 млн руб. Теперь отдельным туроператорам необходимо достраховаться до 25 млн руб. Однако, по мнению эксперта, скорее всего, те компании, которые не смогли это сделать в апрельские приказы не попали, они окажутся в майских. Георгий Мохов пояснил, что правовое основание для исключения появилось только с 1 мая.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

Новости по теме