Как народные праздники помогают возрождать традиционную русскую деревню

Знакомьтесь с первым участником конкурса «Профи!».

Как народные праздники помогают возрождать традиционную русскую деревню

Конкурс «Профи!» проходит в рамках проекта «Знай наше ПРО». Его цель — познакомить с теми, кто строит внутренний туризм прямо сейчас. Участники — представители регионального туристического бизнеса, работавшие в 2023 году над созданием и развитием локального турпродукта. Истории всех участников, пожелавших заявить о себе, будут опубликованы на страницах Profi.Travel.

Экспертный совет проекта «Знай наше ПРО» выберет троих, кто получит дополнительные призы. Два участника получат возможность представить свой проект/компанию на онлайн-выставке «Знай наше: лето 2024». Один участник получит главный приз — 5 дней отдыха на двоих в «Сочи Парк отель» от туроператора Anex. Прием заявок на участие закончен, и мы начинаем публикацию историй наших героев.

Первая наша героиня — Анна-Ксения Галактионова. Она восстанавливает деревню своих предков в Ленинградской области и организовывает традиционные ярмарки и фестивали, возрождая депрессивные сельские территории и превращая их в привлекательные туристические объекты.

Интервью с руководителем проектов в АНО «Сельское бюро истории, культуры, туризма «Гусь и Петух» Анной-Ксенией Галактионовой.

— Как случилось, что вы решили заняться возрождением традиционной русской деревни?

— Больше 7 поколений моих предков — уроженцы деревни Засосье на юго-западе Ленинградской области. В детстве каждое лето я проводила каникулы с бабушкой в деревне. Так сложилась судьба, что вернулась в деревню, когда сама уже стала второй раз мамой. К моей ностальгии по детству добавился опыт путешествий по миру, организации мероприятий, разработки туристических маршрутов. Но долгожданная встреча с деревней оказалась печальной.

Представьте, в начале XX века в Засосье насчитывалось 50 дворов, была своя часовня, школа, магазин. В конце XX века, в моем детстве, оставался десяток домов, на лето приезжали бабушки с внуками, было с кем погулять и поиграть. А сегодня сохранилось всего 7 домов дореволюционной постройки, и никто уже не привозит на лето внуков, деревня опустела. Мы с сестрой приняли решение сохранить историю деревни Засосье, остановить ее исчезновение.

— Какие шаги вы предприняли для этого?

— В 2014 году в доме, где родилась наша прабабушка, разместился «Музей утерянных деревень». А с 2015 года я начала заниматься организацией туристических событий, а по сути — возрождением традиционной праздничной культуры и восстановлением социальных связей между деревнями. Тогда же у меня появилась идея создания сообщества «Круг сельского туризма», которое сегодня объединяет активных жителей Ленобласти, заинтересованных в сохранении истории и развитии своих территорий.

Исторически деревни, которые сейчас административно разделены на разные районы, тесно связаны родственными связями, и праздник всегда был поводом для встречи, обмена новостями, возможностью поторговать на ярмарке или наоборот, прикупить нужные вещи. Можно сказать, событийный туризм испокон веков и был драйвером развития сельских территорий: все новое — хорошо забытое старое.

В 2015 году исторический реконструктор Любовь Смирнова решила воссоздать не костюм или блюдо по старому рецепту, не знаменитую битву, а саму атмосферу народного праздника рубежа XIX–XX веков. Я предложила перенести ее эксперимент в реальные полевые условия и устроить фестиваль исторической реконструкции в Засосье. Так началась история проекта «Съезжий праздник под Петербургом». На данный момент мы не только организовали десяток фестивалей в разных районах Ленобласти, заняли первые места событийных премий и получили прозвище #СтранствующиеОрганизаторы. Экспериментальным путем мы еще разработали технологию организации туристических событий для развития депрессивных сельских территорий. Для этого пришлось пройти сквозь стену общественного недоверия («Никому это не нужно, никто в такую даль не поедет, в деревне нечего делать»), научиться делать все из ничего и собирать зимой тысячу гостей в глухой деревне, не имея ни рубля на рекламу мероприятия.

Сегодня мы создаем события на стыке исторической реконструкции и иммерсивного театра, сохраняя основные смыслы и функции народного праздника. Наши фестивали отражают традиции и локальную идентичность, стимулируют творческую и деловую активность местного населения и являются привлекательными для туристов, в том числе приезжающих из-за рубежа.

— Расскажите про фестиваль «Ивановские торжища», который прошел минувшим летом в деревне Котлы.

— Это первый фестиваль в проекте, который появился не по нашему желанию, а по инициативе деревенских жителей. К нам обратилась группа активистов из Кингисеппского района, мечтающих сохранить парк и фруктовый сад заброшенной дворянской усадьбы в деревне Котлы, создать уютное общественное пространство, развивать туризм, а главное, объединить местных жителей, напомнить им о том, какую историю хранит их земля.

— Речь про усадьбу Альбрехтов?

— Да. Она является объектом культурного наследия федерального значения, но по факту — это руины, которые на протяжении последнего десятилетия постепенно превращались в помойку. Жители из соседних домов выносили в сад мусор, а некоторые даже и не знали, что в их деревне есть такой памятник.

Евгения Николаева, директор Котельского дома культуры, на протяжении 5 лет пыталась изменить ситуацию, проводила в усадебном саду субботники, на которые приходили несколько человек, но в целом ничего не менялось. Тогда появилась идея возродить традиционную ярмарку, которая до начала XX века ежегодно проводилась в Котлах на Иванов день, — и таким образом привлечь внимание к этому месту. А как ее возродить? И как с помощью одного мероприятия зажечь в людях интерес к истории и желание эту историю сохранить? За ответами котельские активисты пришли к нам, а мы поняли, что рассказать мало, надо показать.

Оставалось мало времени, всего месяц на подготовку, но «Ивановские торжища» прогремели на всю округу. Приехали гости из Санкт-Петербурга и множества окрестных деревень, и местные жители будто новыми глазами посмотрели на красоту и уникальность своих достопримечательностей. На осенний субботник пришло столько людей, что Евгения даже не была к этому готова и не знала, что им поручить.

Так в Котлы вернулась традиционная ярмарка на Иванов день, и старый фруктовый сад вновь стал местом приятных воспоминаний.

— Расскажите о планах на наступающий год?

— На 2024 год мы получили еще одну заявку на помощь в возрождении деревенского праздника в Лужском районе, а в 2025 году — очень надеюсь! — сможем вернуть легендарные Большие Святочные Гулянья в деревню Ложголово, Сланцевский район. Также в 2024 году планируем запустить курсы по организации сельских туристических событий, чтобы поделиться опытом и увеличить количество самобытных и привлекательных для туристов событий в Ленобласти. Участники курсов смогут пройти стажировку на фестивалях проекта, что позволит от теории сразу перейти к практике.

— Каким вы видите дальнейшее развитие сельского туризма в России?

— Сельский туризм — мощный инструмент развития территорий и помощник в деле сохранения историко-культурного наследия. Для России это особенно важно: увы, за последнее столетие у нас в стране бесследно исчезли десятки тысяч деревень. А ведь именно деревня хранит народную память, культуру и традиции — еще каких-то 150 лет назад 87% населения России составляло крестьянство. Сказки и песни, вековая мудрость предков, любовь и забота о своей земле, добрососедство — все это наш культурный код. С помощью туризма мы можем сохранить исторические поселения, дать им новое направление развития, сделать их комфортными для современной жизни, привлекательными для молодежи.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает отрасли для этого?

— Сельский туризм активно развивается последние 10 лет, но профессиональный подход к созданию и управлению подобными проектами еще не сформирован. Активисты, восстанавливающие усадьбы или создающие фермерские хозяйства и ремесленные мастерские, сталкиваются с множеством препятствий: у них есть идеи и желание, но нет профильного образования, плюс отсутствует нужная инфраструктура и нет поддержки от местных властей. А бывает и такое, что активист начинает свое дело с уверенностью, что местные жители будут рады новым веяниям и рабочим местам, но выясняется, что им вовсе не нужны перемены: они могут начать жаловаться и даже вредить, вплоть до поджога домов или хозяйств.

Сейчас в России работают механизмы грантовой поддержки культурных и туристических проектов, накапливается опыт успешных практик, проводятся семинары и стажировки по сельскому туризму, все постепенно развивается и меняется. Даже начали понимать, что сельский туризм не равен агротуризму, то есть это не только посещение сельских хозяйств, но и все многообразие путешествий по сельским территориям. Со стороны туристов интерес тоже растет, многие отправляются в путь на поиски своих корней, ищут родовые места. Хочется, чтобы это хаотичное движение по развитию сельского туризма приобрело более системный характер и комплексный подход, включающий в себя и профориентацию молодежи и актуализацию деятельности сельских домов культуры. И чтобы в основе сельской туристической деятельности была не сиюминутная выгода или накручивание цифр для отчетов, а духовные ценности и принципы устойчивого развития территорий.