Опрос Profi.Travel: как вам поправки в турзакон?

Как бы вы изменили туристическую отрасль?

Уже несколько недель туротрасль активно обсуждает подготовленный властями законопроект, предполагающий внесение множества поправок в существующий Закон о турдеятельности. Сейчас документ выложен на Едином портале проектов нормативных актов, там же до 16 октября каждый может высказаться о своем мнении относительно предложенных инициатив. Нам тоже интересно ваше мнение, поэтому предлагаем ответить на вопросы по отдельным пунктам изменения в законе.
 

Если у вас есть собственные предложения по урегулированию рынка, которые не вошли в список вопросов, — делитесь с коллегами в комментариях.

Опрос: Not set

Действительно ли необходимо расширить понятие «турпродукт», включив в него комплекс двух услуг — не обязательно перевозка+размещение, но и сочетание других составляющих?


Помогут ли рынку введение ФИГ для агентств и создание реестра турагентств, подобного туроператорскому?


Следует ли увеличить ФИГи для ТО по выездному туризму, привязав процентный показатель к «общей годовой цене туристского продукта»?


Следует ли увеличивать взносы в Турпомощь, привязав их размер к числу отправляемых ТО туристов?


Нужно ли дополнительно к общему фонду Турпомощи создавать фонд персональной ответственности туроператора?


По новому Постановлению, туроператор должен выдавать туристу билеты «туда — обратно» не менее чем за 24 часа до начала путешествия. Вы считаете, это эффективное решение?


Необходимо ли создавать электронный реестр всех договоров о реализации заграничных туров?


Согласно проекту, агентство теперь будет нести ответственность по договору о реализации турпродукта только до момента перечисления денежных средств ТО? Как вы относитесь к этой поправке?


Необходимо ли повышать требования к деловой репутации первых лиц турфирм?


Следует ли усилить контроль со стороны госорганов за деятельностью ТА и ТО посредством внеплановых проверок?


Как вы считаете, поправки, которые включили в новый законопроект, помогут решить проблемы турбизнеса?


Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

12 комментариев

Предлагаю национализировать авиакомпании.как ржд. цены на перелёты будут одинаковые. и билеты выдаются сразу при поступлении денег
РАИСА
09 октября, 18:37
Туристы страдают от действий ТО . ТА выполняют свою работу (тяжелую и очень мало оплачиваемую) Что касается денег, полученных от туристов за пакет услуг, так они их в течении 1-3 дней по договору отправляют на счет ТО . (Иначе наступят штрафные санкции от ТО, либо аннуляция заявки, кому это нужно??) Агентствам и так очень трудно в условиях перенасыщения рынка, получая 8-10 процентов от стоимости тура не очень можно разбежаться, вот и получатся, что содержать ТА и так нелегко, как правило там работают женщины, которые не видят своих детей, если они добросовестно работают , конечно, а не просиживают место, Зачем ФИГ ТА ,? многие ТА не смогут выдержат эти фин. нагрузки и уйдут с рынка, достаточно реестра, а вот ТО надо подумать как вовремя все проплачивать и не кидать людей в чужой стране
Добрый день! Лично мое мнение, надо страховать каждый тур в турпутевках. Так же отвечать за банкротства должны и авиакомпании.
Евгений
09 октября, 15:54
Туристический рынок укрупняется и уменьшается, за счет уничтожения более слабых, что давно назрело. Конечно очень хотелось бы , чтобы они уходили более цивилизованно, а без наших денег, слез туристов, судов, страховых компаний. Лучше меньше, да лучше. Пусть будет сотня крупных туроператорских компаний с хорошо разветвленной сетью своих офисов по стране.
ФИГИ В принципе и этих бы хватило, но ведь не только чистить надо туроператоров, но типа. Ведь и страховщики, у которых денег не оказалось, и авиакомпании, которые типа бесплатно летали, тоже должны быть причастны к этой ответственности. Нельзя только туроператоров делать крайними в этом деле. Пусть ответственны будут авиакомпании , за то что бесплатно вывозили, пусть тогда бесплатно и привозят обратно туристов.
Просто фиги должны быть четко дефферинцированы - от количества подымаемых бортов, как это давно работает за границей. А не всех под одну гребенку, такое впечатление в стране бухгалтера перевелись. Тем более нельзя ставить на одну планку внутренний туризм и выездной, турфирмы, занимающиеся экскурсионкой в Москве и Санкт-петербурге, с турфирмами Орла и Курска. Просто катастрофически огромная разница в обороте, в ценовой политике. Это работа для мелкого турбизнеса, и никогда крупняк сюда не сунется. И тот ФИГ, который МИНИСТЕРСТВО нифига непонимающее в туризме, (было весело и грустно слушать Министра культуры, когда он разглогольствовал про туризм) пытается навязать- это грабеж. Действительно так много разговоров про туризм в последнее время, хотя в этот период не только турфирмы банкротились, что может действительно наговорят на собственное МИНИСТЕРСТВО.
И конечно назрела чистка среди агентств, работающих на дому, в кафешках, якобы офис на ремонте, заодно работающих в магазинах, на почтах и т.д Они вряд ли празднуют день туризма -Для них важнее праздник колбасы, или почтовика.
Когда была лицензия, были конкретные требования и к офису и персоналу и директорам. И в том что расплодилось столько "чернухи" виноваты в первую очередь туроператоры, которые начали торговать в розницу, и государство. Хотя бы взять выезд детей на экскурсию. К автобусам - куча к требованиям, к турфирме - кто там будет - нашему народному образованию совершенно до фонаря.
1. министерство туризма
2. гос.органы контроля, помощи, информации в регионах, тесно работающие с турбизнесом
3. Дифференцированность ФИГОВ, для туроператоров, авиакомпаний, отелей.
4. Реестр и лицензированность агентств.
5. Страхование каждого тура в турпутевках.
09 октября, 15:37
Практически все поправки в законопроекте направлены на монополизацию рынка, т.к. гос-ву легче контролировать несколько крупных компаний, нежели тысячи мелких.
Авторы поправок пытаются всецело защитить права потребителей, а до предпринимателей им нет никакого дела. Они не озабочены тем, тем, что, если эти поправки будут приняты, понятие "малый бизнес" в туризме вовсе исчезнет. Уже сейчас тысячи работников туризма оказались на бирже труда, а после закрытия малых ТА и ТО - их будет десятки тысяч.
Увеличение ФИГов для ТО и введение их для ТА - бессмысленно. Сколько бы не ужесточали законы, личности, желающие обогатиться, всегда найдут в законе лазейку и 500т.р. для них - не барьер, вспомните московское агентство "Лайм Трэвел", директор которого задолжал своим туристам 17 млн.!
Если уже гос-во хочет ввести гражданскую ответственность предпринимателей перед покупателями, нужно ввести подобные правила для всех видов деятельности, в кот. получение предоплаты и поставка товаров/услуг разделены во времени, скандалов с мошеничествами было немало в разных сферах, однако, наказать почему-то решили именно турбизнес.
Дополнительный ежегодный контроль над ТА - это еще один способ "честного отъема" денег у бизнеса.
В целом, я согласна с мнением Маргариты, но как быть с продажей туров накануне вылета или в выходные с вылетом в понедельник? Иметь депозиты у всех ТО, с которыми работает ТА нереально, тем более, что при банкротстве ТО, никто депозит ТА не вернет. Точно также, не вернет депозит и банк, если его лишат лицензии, а сейчас идет "чистка" и в банковской сфере - ЦБ почти каждый день лишает кого-то лицензии.
Про интеллектуальные пороги - как работодатель с большим опытом, в корне не согласна. Кто сказал, что человек с "корочкой", зачастую купленной, умнее и честнее человека без "корочки"? Наличие ВО и даже опыт не гарантирует ни уровень интеллекта, ни, тем более, честность предпринимателя.
С чем согласна - контроль за а/к. Огромные долги ТО перед а/к - недопустимы!
В итоге, поправки в закон не оздоровят ситуацию в отрасли, а ухудшат ее, они не только не полезны, но и во многом вредны.
10 октября, 17:12
Да!!! Так оно и происходит к сожалению... Надо контролировать ТО - возможно что то и изменится...главное не "зажимать в жёсткие рамки", т.к. разорение (и исчезание с рынка) никому ничего хорошего не принесёт...
09 октября, 17:06
Полностью согласна с Еленой, законотворцы хотят "честно" отнимать у нас деньги, это гораздо проще, а вот "включить мозги" они никак не хотят, потому что это трудно - включить мозги - когда не привык этого делать. А для турбизнеса реально нависает серьезная опасность - исчезнуть в результате одного росчерка пера...
1. Политически. Создать Министерство туризма, изменить Закон
2. По ТО. Туроператоров разделить на чартерников / блочников и нишевиков/ регионалов. По чартерникам - и аудит, и контроль, и все остальное! А те, кто летает на регулярке, в принципе без билета обратного посадить не может!!!
3. По Турагентствам - ввести не финансовый, а ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ порог вхождения в бизнес! Это намного отрасль оздоровит. хочешь открыть турфирму - Высшее Образование и 3-5 лет практической работы в туризме.
4. По авиаперевозчикам. Не возить в долг! Госконтроль чартерных перевозок.
5. По демпингу. Он во многом от избытка перевозки. Чтобы успокоить рынок, квотирование ввести!
Вывезли в прошлом году в страну ХХХ 100 000 туристов - не давать "крыльев" больше, чем плюс 10%! И не будет избытка перевозки, "горящих" туров станет существенно меньше.
6. В страховании - перейти от Фигов к страхованию каждого тура - путевки. Перед этим наведя порядок и дав гарантии Страховщикам, что на рынке будет все спокойно.
09 октября, 15:30
СОГЛАСНА
09 октября, 14:46
Отличный ответ! Поддерживаю на все 100%
Такое впечатление, что поправки в Турзакон вносили люди, которые не представляют работу туротрасли. Все эти поправки, в результате, не обезопасят туристов и турагентов от мошенничества туроператоров и беспредела авиакомпаний.
09 октября, 13:11
Такое впечатление, что поправки в Турзакон вносили люди, которые не представляют работу туротрасли. Все эти поправки, в результате, не обезопасят туристов и турагентов от мошенничества туроператоров и беспредела авиакомпаний.
09 октября, 13:05
Похоже, что люди, которые писали законопроект не совсем понимают механизм работы туризма. Туристические агентства перечисляют за забронированный тур туроператору в обозначенные туроператором сроки. Если не перечислить то, тур просто будет аннулирован туроператором и агентство не сможет выдать пакет документов для поездки туристам на руки.
Начали вводить изменения в законопроект не с того конца! Как же удавалась туроператорам сажать туристов на рейсы, заселять в отели без оплаты своим контрагентам, ведь туристические агентства оплатили операторам за тур?
Все нарушения были со стороны тур операторов!
09 октября, 15:37
КОНЕЧНО МЫ ОПЛАЧИВАЕМ И ПОДПИСЫВАЕМ ДОГОВОРА С ОПЕРАТОРОМ ,КОТОРЫЕ ОНИ САМИ НАМ ПРЕДСТАВЛЯЮТ И МЫ И СЛОВО ИЗМЕНИТЬ В ДОГОВОРЕ НЕ МОЖЕМ.ПОПРОБУЙ ОПЕРАТОРУ НЕ ОПЛАТИ СРАЗУ ЛИБО АНУЛЯЦИЯ ЛИБО ШТРАФ.НУ ЕСЛИ УЖ АГЕНТСТВО МОШЕННИК ТО САМИ ПРЕДСТАВЬТЕ СКОЛЬКО НУЖНО СОБРАТЬ ТУРИСТОВ ОБМАНУТЬ И СБЕЖАТЬ ,ЭТО УЖ НЕ ТАК ПРОСТО ,НУ УЖ ТОЧНО ФИГИ НЕ ПОМОГУТ.А ВОТ ЗАКОН УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ И Т.Д ДУМАЮ ПРОСТО ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ КОТОРЫЕ РАЗРЕШАЮТ ОТКРЫТИЯ АГЕНТСТВ ДОЛЖНЫ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ ОТНОСИТЬСЯ И ПРОВЕРЯТЬ ИЕХ КТО ОТКРЫВАЕТ.
Вера Грибанова
09 октября, 13:04
1. Политически. Создать Министерство туризма, изменить Закон
2. По ТО. Туроператоров разделить на чартерников / блочников и нишевиков/ регионалов. По чартерникам - и аудит, и контроль, и все остальное! А те, кто летает на регулярке, в принципе без билета обратного посадить не может!!!
3. По Турагентствам - ввести не финансовый, а ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ порог вхождения в бизнес! Это намного отрасль оздоровит. Предлагали же: хочешь открыть турфирму - Высшее Отбразование и 3-5 лет практической работы в туризме. Чтоб с головой дружили.
4. По авиаперевозчикам. Не возить в долг! Госконтроль чартерных перевозок.
5. По демпингу. Он во многом от избытка перевозки. Чтобы успокоить рынок, квотирование ввести!
Вывезли в прошлом году в страну ХХХ 100 000 туристов - не давать "крыльев" больше, чем плюс 10%! И не будет избытка перевозки, "горящих" туров станет существенно меньше.
6. В страховании - перейти отФигов к страхованию каждого тура - путевки. Перед этим наведя порядок и дав гарантии Страховщикам, что на рынке будет все спокойно.
09 октября, 12:37
Абсолютно согласна с Маргаритой
09 октября, 12:03
Подписываюсь под каждым словом Маргариты, но слишком многие будут против этого.
09 октября, 10:40
В туризме все просто если работать по закону и в белую: работаем через р/с по агентскому договору, все деньги перечисляем ТО, агентское вознаграждение ТО перечисляет нам обратно через р/счет, обороты ТО становятся в данном случае белыми и их ФИГи будут соответствовать их оборотам, а не цифрам взятым с потолка. И все встанет на свои места: скидочники и однодневки отсеиваются, туристы защищены, государство в шоколаде из-за резкого увеличения налоговых отчислений, добросовестные ТА продолжают работать.
09 октября, 19:39
Да, самое логичное - это работать в белую. И это действительно решило бы все вопросы. Я думаю, что все прекрасно это понимают и ТО и те кто законы пишет и принимает. Другой вопрос, что в том, чтобы всё было прозрачно не заинтересован никто! Если все прозрачно, то тденег особо не заработаешь. У нас в стране выгодно ловить рыбу только в мутной воде! ТА хотят перечислять деньги не через р.с. а через терминалы и т.п. чтобы не показывать свои обороты и не платить налоги, ТО это тоже выгодно, т.к. и они не хотят показывать обороты.... О чем мы вообще рассуждаем? И государство по-моему не заинтересовано в том, чтобы все стало прозрачно и чтобы перекрыть кислород мошейникам, ему просто нужны денгьги чтобы рассчитаться с обманутыми туристами. И такая ситуация не только в туризме, в строительстве, например или взять аукционы...

Куда ведет Чуйский тракт — главная достопримечательность Республики Алтай?

О чем расскажет туристам самая красивая дорога России?

В Республике Алтай говорят: Чуйский тракт — не просто дорога, она соединяет культуры и природные ландшафты. Тракт протянулся почти на 1 000 километров и как магнит манит туристов со всего мира. Куда ведет Чуйский тракт? Географически — к границе с Монголией. А еще — это путь к одному из самых ярких путешествий в жизни.

 

Чуйский тракт — история о том, как однажды найденный удачный маршрут не теряет своего значения в течение тысячи лет. Если сравнить старые и новые карты, то окажется, что нынешняя дорога практически совпадает со старинным вьючным переходом через горы, той самой «монгольской тропой», веткой Шелкового пути, упоминавшейся еще в древних китайских летописях.

Трудно представить, но до начала XX века на Чуйском тракте зачастую не могли разойтись два встречных каравана. А сегодня это современная, полностью покрытая ровным асфальтом магистраль. National Geographic внес трассу Р-256 «Чуйский тракт» в топ-10 самых красивых автодорог мира, она официально признана национальным достоянием России.

Чуйский тракт — история и культура. Возраст Чуйского тракта — более двух тысяч лет, и он всегда был дорогой, связывающей Восток и Запад. По этому пути проходили не только товары, но и идеи, религии, культуры. Вдоль тракта и сегодня расположены многочисленные памятники — свидетельства древних цивилизаций. Артефакты представляют собой важные исторические находки, которые помогают понять жизнь и обычаи народов, населявших регион. Многие из этих памятников находятся под защитой государства и являются объектами культурного наследия.

Чуйский тракт — невероятная природа. Название трассы связано с притоком Катуни — рекой Чуей. Она сопровождает путешественников, иногда «убегает на юг», чтобы потом вернуться обратно. Чуйский тракт проходит через уникальные природные зоны, включая горные массивы, степи и леса. На маршруте можно встретить множество экосистем, что делает его идеальным местом для наблюдения за окружающим миром. Здесь обитают редкие виды животных, например снежные барсы и алтайские маралы. Климат вдоль Чуйского тракта варьируется от континентального до альпийского. Лето здесь короткое и теплое, а зимы могут быть суровыми, снежными, но солнечными.

Чуйский тракт — незабываемый отдых. Перевалы Чике-Таман и Укок — это тоже Чуйский тракт. Они привлекают туристов не только своими пейзажами, но и возможностью испытать себя в путешествии по сложным маршрутам. Многие любители активного отдыха приезжают сюда для трекинга и альпинизма. А еще рядом Гейзерное озеро, Алтайский Марс, точка слияния Чуи и Катуни, Семинский перевал. Каждое из этих мест уникально и прекрасно по-своему. Чуйский тракт приведет к озеру Манжерок и популярному курорту ВК «Манжерок», который уже через пару недель официально откроет горнолыжный сезон.

Чуйский тракт — уникальные национальные традиции. На территории Чуйского тракта проживает несколько этнических групп, включая алтайцев, казахов и русских. Каждая из этих культур внесла вклад в богатство региона. Местные жители гордятся своим наследием, бережно хранят обычаи, праздники и ремесла. Национальные фестивали, которые проводятся в Республике Алтай, — это возможность познакомиться и понять уникальную культуру и традиции через обряды, песни, сказания, спортивные состязания и, конечно, национальную кухню.

Некоторые точки на карте Чуйского тракта в Республике Алтай:

  • ➔ Поселок Майма. Через поселок проходит подъездная дорога к Горно-Алтайску. Здесь нашли древнейший памятник эпохи нижнего палеолита — Улалинскую стоянку древнего человека. Находки хранятся в местном краеведческом музее.
  • ➔ Онгудай. Неподалёку от старинного села расположено древнее урочище Кур-Кечу. Рядом — Ильгуменский порог, известное место среди тех, кто выбирает сплавы по горным рекам.
  • ➔ Купчегень. Еще одна точка притяжения любителей экстремальных развлечений. Здесь от тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.
  • ➔ Чике-Таман. Красивейший перевал между сёлами Хабаровка и Купчегень. На перевале открыта смотровая площадка с великолепными видами.

Как добраться: приехать на автомобиле от Новосибирска или долететь до Горно-Алтайска и взять машину напрокат.

Когда ехать: путешествия по Чуйскому тракту прекрасны в любое время года. На пути есть вся необходимая инфраструктура, стоянки, АЗС, места отдыха и ночевки.

Эксперт по Алтаю: «Нельзя идти к шаману просто из любопытства»

Как развивать туризм, сохраняя местные традиции и культуру

Эксперт по Алтаю: «Нельзя идти к шаману просто из любопытства»

«Как же так, Арутай? Почему вдруг туризм?» — близкие не скрывали разочарования.

Арутай Битешев сам не ожидал такого поворота событий. Он готовился по примеру отца работать в правоохранительных органах, уже окончил юридическую академию, но... Вместо этого он с друзьями-единомышленниками четвертый год возит туристов по родному Алтаю. Программы туров Altay’s Travel создаются на основе древних эпосов и народных традиций, авторы советуются с местными шаманами и сказителями.

Подробности — в интервью Арутая Битешева Profi.Travel. Разговор получился увлекательный и в то же время серьезный, о важных вещах. Не только о бизнесе, но о верованиях и духовности алтайского народа, о миссии предпринимателя и даже о смысле жизни.

— Арутай, каким же образом вместо уголовного права в жизни у вас возник туристический бизнес?

— Сейчас я понимаю, что это началось еще в детстве. Я родился в селе Усть-Кан, на востоке Алтая, и вместе с отцом часто путешествовал по окрестностям. Слушал рассказы о нашей земле, о людях. Усвоил, что Алтай — колыбель тюркской цивилизации. А еще это пуп земли.

— Наверное, для каждого человека его родина — пуп земли.

— Да, но у нас есть особые причины так говорить. Алтай находится на одинаковом расстоянии от всех четырех океанов. Течет по нему река Катунь, которая берет начало на священной горе Белуха, где царствует Умайя Нэ — богиня, олицетворяющая женскую суть вселенной. Каждая человеческая душа формируется именно в этом месте и только потом воплощается в нашем мире.

Слева по течению реки Катунь издавна живут люди рода Тодош, к нему как раз принадлежит наша семья. Тотемное животное у нас — заяц. По другую сторону Катуни находится территория рода Тёлёс, их тотем — благородный олень. Тотемное дерево у этих двух родов — белая береза. На своих тотемных животных нельзя охотиться, свои растения запрещено вырубать.

Родов на Алтае много, около 80, а основных — 12. У каждого из них особый характер, и это надо учитывать, когда выбираешь себе жену (кстати, жениться на девушках из своего рода запрещено).

Еще у каждого рода есть изначальная миссия.

Например, Тодош — род воинов. Но старый. Сейчас есть воины сильнее нас по всем показателям. Тёлёс — род мыслителей. Эти люди много делают во благо алтайского народа, в серьезных войнах никогда не участвовали и вообще старались избегать кровопролития.

Среди наших земляков есть шаманы, им доступны разные миры. Всего же миров три: нижний, средний и верхний. Важнее шаманов по статусу только сказители, они хранят и передают новым поколениям эпос алтайского народа

Вот примерно так постепенно формировались мои представления о мире. Так это обычно у алтайцев и происходит.

— Но мыслей о туризме еще не было...

— После школы я уехал учиться в Екатеринбург, в юридическую академию. Думал продолжить дело отца — работать в правоохранительных органах. В 2020 году получил диплом, но оказалось, что работы для меня нет.

Я вернулся домой и стал думать, чем же теперь заняться. А тем временем ко мне в гости приехали друзья-однокурсники. Они из разных городов — из Кургана, Ижевска, Нижнего Тагила. Конечно, я стал показывать им Алтай, повез по тем самым местам, где бывал когда-то с родителями. Рассказывал о нашем крае — что знал и как умел. Вообще-то, я еще слишком молодой, чтобы о таких важных вещах говорить, тогда мне было всего 22 года. Но ребята слушали с интересом. Потом отправили ко мне своих друзей, им тоже понравилось, они рекомендовали меня другим людям... Так и закрутилось.

Мне понравилось катать гостей по Алтаю, показывать все самое интересное и красивое, сидеть у костров на перевалах, рассказывать о наших легендах и традициях.

— Вы наверняка пересекались на маршрутах с опытными гидами, которые водят большие группы. Наблюдали за их работой. Что-то почерпнули для себя?

— Я слышал, что они говорят туристам. Чаще всего это были рассказы не о том Алтае, где я родился и живу, а о том, который описан в учебниках и википедии. Это и понятно. Сами гиды в основном не местные, жизни нашей изнутри не знают. К нам на стоянках подходили их клиенты. Тоже слушали меня, задавали вопросы и говорили: «Вот такую экскурсию мы хотим».

Так я убедился: мой формат интересен многим путешественникам, надо его развивать. И я сделал следующий шаг, самый простой и очевидный, — создал аккаунт в соцсети. Стал предлагать туры по Алтаю с погружением в быт местных жителей. Открыл турфирму Altay’s Travel.

— Прошло четыре года. Что представляет собой сейчас ваша организация?

— В моей команде 15 сотрудников — таких же, как я. Мы одинаково смотрим на мир, интересуемся одними и теми же вещами. Наша миссия — рассказывать гостям об истории, культуре и традициях алтайского народа. Мы даже иногда выступаем спонсорами на мероприятиях, близких нам по тематике. Записали красивый клип с гимном Алтая.

Клиентский поток небольшой, но он растет. В 2023 г. мы приняли порядка 250 человек, в 2024 г. — уже 400. Это не только индивидуальные туристы, но и группы по 17–20 человек.

— Какие маршруты пользуются самой большой популярностью?

— Это зависит от времени года. Например, в апреле-мае, когда цветет маральник, самый лучший вариант — легкая пятидневная программа «Весенний Алтай». Летом — «Золотое кольцо Алтая»: Чулышмаская долина, Телецкое озеро, восхождение на ледник. Наш эксклюзив — «Экзотический Алтай», такой маршрут больше никто не предлагает. Мы показываем гостям Усть-Кан, историческое место, где произошел распад Джунгарского ханства. Великие войны там были в древности.

— Арутай, а получаете ли вы запросы на организацию поездок к шаманам?

— Да, и довольно часто. Но это очень серьезное дело. Если пойти к шаману из любопытства, в поисках экзотики или острых ощущений, то последствия могут быть... неожиданные и плохие. Мы людям так и говорим. Чаще всего, они сами отказываются.

За четыре года мы организовали только два шаманских тура. Обратились очень состоятельные и высокопоставленные люди: «Хотим вот к такому человеку попасть, с таким-то запросом»... Подготовка была серьезная. С лунным календарем сверялись, предупреждали гостей, с какой мощной энергетикой им предстоит иметь дело. В итоге все прошло хорошо.

— Вообще, многих на Алтай привлекает именно энергетика. Эзотерика, места силы.

— И к сожалению, все это становится объектом бизнеса. На Белуху туристов водят. На Укок. Зачем? Я бы поостерегся. Сам когда-то был на Укоке, где встречаются верхний, средний и нижний миры... И я пережил там такой опыт, что теперь никому не посоветую вторгаться в священные места с «туристическими целями».

— А свою деятельность вы согласуете с шаманами, сказителями и другими влиятельными в духовном плане людьми Алтая?

— С некоторыми общаемся — просто по-человечески. Можем посидеть, чаю попить, обсудить что-то. Они знают, чем мы занимаемся, и не возражают, потому что намерения у нас чистые. При этом нам дают понять, что культура, эпос, традиции и тем более духовность не должны становиться предметом торга.

— От коммерческой составляющей все равно не уйти. Но есть ведь другая сторона туризма: вы помогаете местным жителям зарабатывать.

— Да, это полезное дело. Люди на Алтае — они какие-то... простодушные что ли, без меркантильности, поэтому не всегда умеют видеть свою выгоду. Не все на Алтае измеряется деньгами.

— Еще при вашем участии возрождается самосознание алтайского народа. Молодые люди вспоминают о своих корнях.

— Да, мы послужили очень сильным примером для молодежи. Многие стали интересоваться родным языком, обычаями. У меня спрашивают, какие книги читать... Наверное, это тоже часть нашей миссии. Надо создавать противовес западной культуре, которая плохо влияет на алтайский народ. Люди все чаще ставят на первое место для себя карьеру. Думают, в ней смысл жизни.

— А вы как считаете? В чем смысл?

— ...В семье, в достойном продолжении рода, в воспитании детей. Как минимум.

— Кстати, о семье. Вы говорили, что родители изначально не одобряли туристический бизнес. Со временем они изменили мнение?

— Сам отец, который больше всех переживал, теперь работает у нас в Altay’s Travel. Тоже катает гостей по Алтаю. А мама смотрит за туристической базой, которую мы построили. Там хозяйство, скот.

— Вот так — сначала родители расстраивались, теперь наверняка вами гордятся. Не каждый человек способен к 26 годам создать семейный бизнес. Интересно, Арутай, а пригодились вам знания, полученные в университете?

— Самым полезным предметом оказалась психология. Умение понимать людей, видеть их настоящие намерения, замечать фальшь. Будущих оперов этому учат, и в бизнесе такие навыки тоже бывают полезны.

— Спасибо за интервью, Арутай. Было интересно.

Автор: Наталья Меньщикова

Новости по теме