Юрист объяснил, почему нельзя зафиксировать турагентскую комиссию на уровне 10%

И предложил варианты решений вопроса по реализации агентами перевозки и размещения отдельно.

Юрист объяснил, почему нельзя зафиксировать турагентскую комиссию на уровне 10%

После состоявшейся в прошлую пятницу турагентской сессии Российского союза туриндустрии руководитель Правового комитета РСТ, гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов дал оценку прозвучавших на ней инициатив на открытом эфире на телеграм канале «Юридические новости — Туризм». С его точки зрения, одно из наиболее горячо обсуждавшихся решений — фиксация в законе турагентского вознаграждения на уровне 10% — нереализуемо.

«Ранее уже была попытка прописать в законе фиксированный размер агентского вознаграждения. Тогда инициатива исходила от одного из туроператоров, который пытался ограничить максимальный размер, чтобы отсечь недобросовестную конкуренцию на рынке. Однако идея провалилась, поскольку существует 1006 статья гражданского кодекса, в которой указано: размер и порядок уплаты вознаграждения агента устанавливается договором. Если мы сейчас попытаемся установить минимальный размер нормативно, то столкнемся с тем же — законопроект не пройдет ни в одном правовом управлении ни в Правительстве, ни в Госдуме, поскольку будет противоречить ГК РФ. Достигать договоренности о размере вознаграждения, да и в целом относительно условий агентского договора необходимо в процессе бизнес-коммуникации», — сказал юрист.

Еще одна идея, которую рассматривали на сессии РСТ в качестве возможной стабилизации сложившейся на рынке ситуации, это запрет туроператорам прямых продаж. В пример привели рынок Казахстана, где такое ограничение действует. Как прокомментировал Георгий Мохов, причина его введения там была вовсе не в попытке защитить турагентов, а в стремлении не допустить образования финансовых пирамид, с которыми на тот момент боролись власти во всех сферах.

«На данный момент у нас сформирован совершенно иной рынок, чем в Казахстане, и сравнивать их бесполезно. Схема работы туротрасли в соседнем государстве кардинально отличается от нашей. Определять эти статусы туроператора и турагента и накладывать на них ограничения можно было 20 лет назад, когда в принципе появились определения их деятельности, но у нас законодательсво пошло по другому пути. Сейчас запрет на продажи собственных услуг населению для тысяч субъектов рынка не пропустит та же ФАС. Тем более, что у нас большинство туроператоров имеет и турагентский статус, а значит этот запрет даже в теории ничего не даст, только раздробит юрлица», — пояснил руководитель юридического агентства «Персона Грата».

При этом он отметил, что на том же рынке Казахстана есть примечательное различие между компаниями, занимающимися формированием турпродукта. Они делятся на туроператоров, которые просто собирают турпакет, подтягивая билеты и размещение в свою систему, и туроператоров-фрахтователей, которые заказывают перевозку у авиакомпаний, ж/д-перевозчиков и т.д. Такой вариант разграничения игроков рынка в теории мог бы лечь в основу реализации другой инициативы, которая прозвучала на турагентской сессии: если нельзя запретить туроператорам прямые продажи, необходимо разрешить турагентам реализацию авиабилетов и отелей, приобретенных у разных компаний.

«Однако в таком случае нам необходимо будет поменять отраслевой закон, в котором на сегодняшний день перевозка плюс размещение — это признаки турпродукта. А для тех, кто сам формирует турпродукт, установлен барьер для входа на рынок. В основном, речь идет о сегменте выездного туризма, потому что власти видят там больше всего рисков», — подчеркнул Георгий Мохов.

По его мнению, тут может быть несколько путей решения. Можно, например, ограничиться только регулярной перевозкой. Или поставить условие, при котором агенты могут бронировать отдельные услуги по перевозке и размещению, но только у туроператоров, а не у авиакомпаний и отельеров напрямую. «Можно посмотреть на страховой рынок, где действуют страховые агенты от имени страховых компаний и страховые брокеры, от имени потребителей. Если идти по такому пути, то можно зафиксировать в законе, что турагент, действующий по поручению туриста, в его интересах, имеет право реализовать отдельные туруслуги, имеющие признаки турпродукта, но не получая при этом туроператорского статуса. В целом решение найти можно, если будет согласие регулятора», — заключил юрист.

Фото: Scott Graham, unsplash

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

2 комментария

Александр Жириков
04 марта, 18:25
Нужно попросить Георгия Мохова написать новый закон о туризме с учетом направлений и видов туризма, защиты интересов каждого участника рынка туризма.
Сергей
04 марта, 18:23
Можно. Была бы на то воля законодателей. Устанавливают же законодательно минимальную оплату труда. так же и тут... минимальная комиссия - это минимальная оплата труда. Максимальную да- ограничивать нельзя. Это некорректное сравнивание.
Но уж с кем консультироваться - только не с Моховым. Этот юрист выступает полностью на стороне туроператоров. И ничего в пользу Агентов никогда комментировать в плюс не будет.
05 марта, 11:34
Сергей, согласна с вами по поводу позиции Мохова. За последний год не услышала от него ни одного предложения в защиту ТА, топит только за ТО
Директор
05 марта, 11:20
Георгий Мохов не выступает ни на чьей стороне. Он доводит до сведения всех заинтересованных лиц Законодательные нормы. А нравятся они кому-то или нет, это вопрос не к нему.
Приравнивать минимальную комиссию к минимальной оплате труда смешно. ТА занимается бизнесом, а не наемным трудом.
Сергей
05 марта, 15:24
Прекрасно помню его комментарии по поводу договора Библио-Глобуса. Еще того... 20 или 21 года. Который всколыхнул всех до возмущения.. но все равно подписали и стали работать. И шикарные слова Мохова что это нормальный договор и скоро все туроператоры к этому подойдут. Вот они и идут. Все больше и больше противозаконых пунктов включают в договора. Все меньше и меньше устанавливают комиссию. А что, это же договор между юрлицами! А то что пункты противозаконные и они не правы - дак вы же потом оспорите в суде. Шикарно! Вот это он не выступил на стороне туроператора?
Ну не прав БГ... Только по договору мы сперва заплатим. Потом заплатим вот таким вот юристам кто топит за незаконные пункты. И может быть отстоим свои права... когда нибудь потом.... В следующей жизни.
Директор
05 марта, 17:01
Сергей, когда вы пишите, что пункты Договора с БГ противозаконны, то нужно указать, какие Законы они нарушают. Иначе, это просто сотрясание воздуха. Мне их Договор тоже не нравится, но единственное, что я могу сделать в этой ситуации: не бронировать через них.
И понятно, почему они предлагают эти пункты Договора. И другие ТО тоже к этому придут.
Сергей
12 марта, 18:00
Я не юрист. Но как минимум идет в разрез с основным законом которым мы руководствуемся в нашей деятельности... 132 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Послушайте разбор договора БГ от юриста Павла Двуреченского. Легко найдете на просторах интернате. Он прошелся там по всем пунктам.
А если вы поэтому не бронируете от БГ и другие ТО тоже к этому придут... вопрос - вообще перестанете бронировать?
Сергей
04 марта, 19:42
Согласен с Сергеем по поводу Мохова, он юрист который защищает ТО, а юристы которые бьются за ТА и их права - это Павел Двуреченский, Игорь Косицын, Мария Чапиковская и др. их коллеги!

Туристы с ночи застряли в аэропорту Внуково

Вылететь не могут в Турцию, Египет и по другим направлениям

Туристы с ночи застряли в аэропорту Внуково

Туристы, которые приехали во Внуково накануне вечером, до сих пор находятся в аэропорту. Ночью там был объявлен план «Ковер», самолеты не вылетали и не садились. Из туристических рейсов больше всего задержек пришлось на программу Turkish Airlines. Некоторые рейсы перенесены практические на сутки, другие пока — на середину дня 7 мая, однако, по словам пассажиров, по состоянию на 13:00 даже не все стойки еще открыты. Отправления в Египет туристы тоже ожидают с ночи.

Так, рейс ТК 3179 Turkish Airlines в Даламан, который должен был вылететь из Внуково в 1:45, задержан до 23:55 четверга. Как рассказывают сами туристы, они уже сели в самолет, но после часа ожидания их отправили обратно в аэропорт, где они и провели всю ночь в надежде на то, что ограничения отменят и перелет состоится. Только ближе к полудню пассажиры узнали, что рейс отправится в Турцию уже фактически следующей ночью. Сутки в отеле они потеряли.

На то же время, 23:55, перенесено и начало выполнения рейсов перевозчика ТК 3003 и ТК 3037 в Анталью, которые должны были отправиться из Москвы в ночь со среды на четверг, в 1:50 и в 2:20, соответственно. Еще один рейс авиакомпании в Анталью, TK 218, который по расписанию был намечен на 1:45, перенесен на сегодняшний вечер, 19:00.

Кроме того, на 13 часов задержан рейс ТК 422 Turkish Airlines в Стамбул. Те вылеты перевозчика в города Турции, которые по расписанию должны были состояться сегодня днем, сдвигаются по времени от 2 до 6 часов.

Несколько утренних рейсов «Победы» в Турцию также переносится на несколько часов.

Не вылетел из-за ограничений работы аэропорта и рейс 4S 338 Red Sea Airlines в Шарм-эль-Шейх: вместо 2:45 ночи со среды на четверг он должен отправиться в Египет в 15:10. С ночи ожидают пассажиры и своих рейсов Nesma Airlines в Хургаду: NE 603 вместо 4:30 утра должен вылететь 16:00, а NE 617 — вместо 3:05 в 16:40.

UPD: Вечером стало ясно, что аэропорт остается закрытым весь день. Многие вылеты значатся на табло как отмененные, например, Turkish Airlines в Анталью и Стамбул. Как рассказали Profi.Travel турагенты, их клиентов, которые должны были вылететь сегодня в час дня на рейсе перевозчика TK 3013, пересадили на завтрашний рейс TK 3115 в 13:35. На время ожидания туристам предоставили отель.

Отменены и вылеты Nesma Airlines в Хургаду. Вероятно, пассажиров планируют отправить на завтрашних рейсах авиакомпании.

Между тем, перенесенные на вечер вылеты Turkish Airlines в разные города Турции и Red Sea Airlines в Шарм-эль-Шейх, хотя и продолжаются сдвигаться по времени, но все еще значатся на табло. Агенты, чьи туристы живут не в Москве, сообщают, что их клиенты нервничают: выезжать к новому времени вылета нужно уже сейчас, но пока они доберутся до столицы, есть шанс, что его перенесут на завтра.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

4 комментария

персик
08 мая, 22:57
нечего шароёбиться с шалавами своими по турциям.
Асия
08 мая, 05:35
Кому то предоставили отель,в Анталии туркиш аэрлайнс в открытую послали спать на пол
Irina
07 мая, 21:32
Мы также почти сутки провели во Внуково. Но, спасибо турецкой авиакомпании и работникам аэропорта, в три ночи предоставили чай, кофе, шоколад. Позже выдали ваучеры на горячий обед в зоне ресторанов. Также выдавали желающим подстилки специальные, чтоб люди могли прилечь. По всему аэропорту, буквально повсюду стояли баксы с минеральной водой. К вечеру сотни пассажиров разводили по гостиницам.
Владимир.
07 мая, 18:54
Сейчас лучше не летать никуда. Не то время. Одно дело - если по работе лететь. И никто ничего не компенсирует наверно. Людей жалко которые в аэропорту стоя ждут.
Ирина
07 мая, 21:34
Компенсируют! Нам предложили либо поменять дату вылета, что мы и сделали, либо полностью вернуть стопроцентно стоимость билетов.

Туроператоры потеряли половину иностранного турпотока на майские праздники

На какие страны делают ставку туроператоры в этом году

Туроператоры потеряли половину иностранного турпотока на майские праздники

Иностранные туристы отменили 50% броней на майские праздники в этом году. Основная причина — нестабильность перевозки из арабских стран. Сейчас идут аннуляции туров уже на июнь. Причем большая часть потенциальных туристов предпочитает именно отменять поездки, а не перебронироваться на другие даты. Об этом рассказал соруководитель комитета РСТ по въездному туризму, заместитель гендиректора «Интуриста» Александр Мусихин на пресс-конференции ассоциации «Турпомощь».

По его словам, в 2025 году въездной турпоток (здесь и далее речь именно об организованных туристах) вырос на 5% относительно показателей предыдущего года. Увеличение произошло за счет роста доли экскурсионных туров. Основными лидерами по въезду стали Китай (его доля — более 50%), Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Индия.

При этом турпоток из Китая упал на 1,5%, из Саудовской Аравии — вырос на 35%, из Турции — увеличился на 16%, из ОАЭ — сократился на 10%. Рекордсменом по росту из первой пятерки стала Индия: +65%. Если говорить об абсолютных лидерах роста, то это Вьетнам — турпоток из этой страны увеличился более чем в 2,5 раза. Причина — в Россию начал летать вьетнамский нацперевозчик Vietnam Airlines. А гостей из Омана стала в два раза больше, так как Oman Air увеличил частоту рейсов, плюс между нашими странами был введен безвиз. Хороший приток организованных туристов показала Беларусь: +80%.

«В этом году очень успешными оказались январь и февраль. Рост, по оценкам разных туроператоров, от 30% до 2-3 раз. Рынок находился на подъеме. Но в связи с кризисом, который случился на Ближнем Востоке, ситуация резко ухудшилась. Дело в том, что не только туристы из стран Персидского залива летают на арабских авиакомпаниях. Китай, Малайзия и другие страны Юго-Восточной Азии активно используют этих перевозчиков. Отмена рейсов, коррекция расписания, подорожание авиабилетов, — все это привело к тому, что на майские праздники туроператоры не досчитались минимум 50% от тех, кто ранее бронировал туры», — рассказал Александр Мусихин.

По его словам, сейчас начались аннуляции на июнь: ситуация с перевозкой остается нестабильной, некоторым компаниям удается пересаживать туристов, например, на рейсы азиатских перевозчиков, но тут и логистика другая, и цены на авиабилеты стали существенно выше. Поэтому, отметил эксперт, отмен гораздо больше, чем перебронирований.

«Я сейчас не могу назвать цифры по июню. Это, конечно же, не 50%, а гораздо меньше. Но в целом тенденции и картина по въезду пока безрадостные», — сказал эксперт.

По его мнению, учитывая текущую геополитическую ситуацию, наиболее перспективны для въездного российского рынка сейчас Китай, страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка и СНГ — прежде всего Беларусь.

Напомним, недавно Profi.Travel подробно рассматривал проблемы въездного туризма и пути их решения в аналитической статье.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

Новости по теме