Александр Синигибский: туроператорам нужно научиться договариваться между собой

О глобальной проблеме туррынка, причинах неудач обанкротившихся туроператоров, а также о ключевых трендах отрасли — в эксклюзивном интервью председателя совета директоров и акционера компании TEZ TOUR.

Председатель совета директоров и акционер компании TEZ TOUR Александр Синигибский о том, почему неспособность туроператоров договориться между собой страшнее локальных банкротств турфирм, как негативный фон в СМИ и профессиональном сообществе может убить туротрасль и почему жесткое регулирование со стороны государства приведет к уничтожению понятия «рынок».

Об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью на Profi.Travel.

— В этом году произошло банкротство нескольких туроператоров-старожилов. Может ли этот факт говорить о некоем кризисе в отрасли, неоправданных ожиданиях? Вы анализировали причины их ухода с рынка?

— Уход компаний с рынка связан, в первую очередь, с тем, что у нас низкомаржинальный бизнес: и туроператоры, и турагентства очень мало зарабатывают. Именно это основная причина неудач компаний, которые покинули туррынок. Конечно, завышенные ожидания также играют не на руку туроператорам. Но, в основном, те, кто слишком много всего хотел, пока всё-таки остаются на рынке.

О возможном кризисе в отрасли стоит говорить в другом ключе. Глобальной проблемой для рынка может обернуться неспособность туроператоров централизованно договориться между собой. Я имею в виду, конечно, не картельный сговор, а общие принципы и правила игры на рынке. Можно было бы сверять часы, как-то делить вместе рейсы, чтобы полетки не срывались и компании имели доход вместо убытков или работы на грани окупаемости.

— Давно вы пришли к мысли, что нужно не дележку устраивать, а совместными усилиями развивать бизнес?

— Этой мысли столько же лет, сколько и туррынку. Много раз представители компаний садились за стол переговоров, о чём-то договаривались, но пока доезжали до офиса со встречи, все договорённости забывались или их трактовка менялась. А когда кто-то один меняет решение или мнение, уже не может идти речь о согласии. Пока удается добиться каких-то небольших договоренностей. Мы, например, в настоящий момент делим борта с TUI, летаем из регионов. Я считаю огромной победой, что удалось хоть с кем-то начать заключать соглашения.

— Напряжение на рынке этим летом ощущается не только из-за уже состоявшихся банкротств. Пока ещё держится и не объявляет о приостановке деятельности «Натали Турс», а агенты и туристы гадают, выкарабкается ли в принципе ТО. Как вы оцениваете ситуацию вокруг туроператора и, по вашему мнению, что загнало его в «угол»?

— С «Натали Турс» сыграли злую шутку демпинг и условия рынка в целом. У этого туроператора, можно сказать, нет диверсификации по рынкам, продажи продукта осуществляются, в основном, в России и компания очень сильно зависит от экономики страны. У меня, конечно, не было времени пристально следить за бизнесом «Натали Турс», но по результату мы видим, что они не смогли создать достойную альтернативу своей некогда крепкой и сильной Испании. Какое-то время у них неплохо был поставлен Таиланд, пару лет хорошо работали по Эмиратам, и всё.

В целом же я очень хорошо отношусь к этому оператору и его основателям. Уверен, что они делали всё, чтобы бизнес работал, и выжил в непростые времена: у них за плечами достаточно много опыта.

— Туроператорский рынок сейчас — один из наиболее сложных для входа, с него периодически уходят старые участники, а новые появляются значительно реже. Видите ли вы в этом риски для отрасли в целом?

— Рынок всё-таки принято измерять не количеством компаний, а клиентами. С выходом фирмы из «игры» туристы перераспределяются между оставшимися игроками. Актуальнее проблема не ухода с рынка туроператоров и посредников, а нагнетания негативного фона, которым банкротства сопровождаются: как со стороны прессы, так и в профессиональных кругах. И одним из опасных трендов может стать уход туристов в свободное плавание, отказ от услуг операторов и агентов в России. Этот тренд меня очень сильно беспокоит. На фоне негатива вероятен переход бронирований путешествий по примеру booking.com: забронировать проживание, и оплатить его на месте, чтобы отдых не срывался из-за банкротства третьей стороны. То есть, мы сами рубим сук, на котором сидим и работаем.

— Возможно ли в связи с этим возникновение новых форматов работы, при которых роль туроператорских компаний будет сокращаться? Например, работа ТА напрямую с DMC или рост доли самостоятельных туристов на отдельных направлениях? 

— Я читаю нашу прессу и вижу, что всячески муссируется вопрос о ненадежности турагентств и туроператоров, все советуют самостоятельно заниматься туризмом. При этом, правда, не говорится, что туроператоры очень сильно оптимизируют цены, вкладывают деньги, дают гарантии, заказывают чартеры, рискуют. Благодаря этому туристы и получают принципиально другую стоимость турпродукта.

Конечно, иногда можно найти привлекательную цену на авиабилеты, но в основном регулярка стоит дороже. Если пресса будет говорить о том что, бронировать нужно самостоятельно, а участники туристического рынка продолжат поливать друг друга всякими нечистотами, то, конечно, мы придем к тому, что разрушим рынок продаж, с которым работаем. Турагентства начнут смотреть в сторону DMC, а туристы самостоятельно распределяться по направлениям.

Если коллеги и журналисты сами не поймут, что нельзя накручивать негативный эмоциональный фон вокруг туризма, это желание из них вытравит экономика. Мы просто потеряем рынок.

К слову сказать, выливать друг на друга помои и обсуждать как всё будет плохо — это какая-то исключительно российская традиция. На рынках СНГ, с которыми мы работаем, такого нет: никто никому не пророчит смерти, не устраивают пляски костях тех, кто, не дай Бог, не справился и разорился. Это не муссируется, не смакуется. Там закрылась компания, страховая осуществила выплаты, государство выделило средства из соответствующих фондов, всех вывезли.

— Как вы относитесь к предлагаемой государством концепции «всеобщей прозрачности» и выведению на рынок нового механизма контроля — электронной путевки?

— Я не знаю, что из себя представляет электронная путевка, будет она стимулом для развития рынка или, напротив, его убьёт, я ее не видел и не могу обсуждать.

Но если рассматривать опыт контроля на других рынках, например, в секторе оптовых продаж вина, в свое время там ввели систему учета спирта ЕГАИС. Она была очень жесткая и выкинула с рынка практически всех игроков. И, фактически, монополию получила одна компания. Да, это прекрасная фирма, предлагающая товар высокого качества, но всего один игрок — это уже не рынок.

Возможно, электронная путевка по аналогии с ЕГАИС повлияет на перераспределение туристов в сторону какого-то одного туроператора, или, может, родится какая-то новая государственная корпорация. Но если мы говорим о туристическом рынке, с различными предложениями компаний и подходами к ведению бизнеса, не знаю, сможет ли даже крупная государственная, или частная, компания такие вопросы решить. Если говорить о существующих участниках рынка и задаваться вопросом, будет ли ему место в этом новом мире — никто не сможет точно ответить.

— Тем не менее, от депутатов уже слышны заявления, что стране нужен один национальный туроператор...

— Тут важно понимать, что каждый туроператор несёт свою мысль, понимание устройства туррынка и продукта, он разрабатывает предложения на свой страх и риск, и просчитывая, «зайдет» оно или нет, активно рекламирует направление, ставит самолеты. Туризм всё-таки очень коммерческий. Мне сложно представить его в виде некой государственные монополии. Хотя, может быть, это даже будет работать.

— Сейчас в ФАС обсуждается инициатива по контролю за демпингом в сфере туризма. Насколько актуальна, на ваш взгляд, эта проблема? Не превратится ли это в «охоту на ведьм», которая только осложнит работу туроператоров?

— Вопрос демпинга актуален, но методов его решения не существует. У туризма нет себестоимости как таковой и нельзя утверждать, что туроператор продает путевку ниже себестоимости. Компания оценивает не каждую путёвку, а всю полетку: есть у него программа, в которой 100000 человек, что-то продал на 20% дороже, что-то по себестоимости, а что-то может продать дешевле. И в целом получить прибыль.

На западе достаточно продвинутое антидемпинговое законодательство, но и оно позволяет лоукост-компаниям продавать авиабилет за 20 долларов в обе стороны, например, из Испании в Англию. Понятно, что это ниже себестоимости и такая модель ведения бизнеса погубила уже не одну регулярную авиакомпанию, однако с этой схемой продаж невозможно бороться. Туркомпании очень похожи на авиакомпании, просто продукт у нас ещё более сложный, многокомпонентный, в отличие от перевозки.

Получается, проблемы демпинга на рынке есть, но как их цивилизованно решить — никто не знает. Если начнется государственное регулирование туротрасли, то это уже будет не рынок.

— Сейчас ряд туроператоров уделяют большое внимание продвижению внутреннего турпродукта. Есть ли подобные планы у TEZ?

— Мы ведем некоторую работу на внутренних направлениях, предлагаем экскурсионные программы по России, это Петербург, Казань, Кавказские Минеральные Воды, Москва, но не очень понимаем, зачем нужен туроператор для поездки в Крым, например. Это русскоязычное направление, гостиницы напрямую хотят работать с клиентами, авиакомпании предлагают перелет по хорошим ценам. Конечно, можно делать какие-то героические потуги, но это клиенту, с моей точки зрения, не очень нужно. Да, не отрицаю, что важно развивать интересные экскурсионные туры по России.

— Один из трендов на рынке в последние несколько лет — снижение издержек туроператоров за счет оптимизации агентских комиссий. Как будет выглядеть стратегия TEZ в работе с розницей в среднесрочной перспективе?

— Мы считаем, что каждый труд должен быть нормально вознагражден и комиссия 10%, в общем-то, вполне адекватна. Снижать не намерены. Вопрос в другом, с этой комиссии некоторые агентства, чтобы удержать клиентов, готовы 5 −7% отдать клиенту в виде скидки. И в такой ситуации туроператор, действительно, может говорить, что агентская комиссия великовата.

— Сейчас также выделяется тенденция переориентации компаний на клиента в интернете. Как турбизнесу оседлать этот тренд?

— Печатные каталоги и агентства, показывающие клиенту что-то пальцем в брошюре или на экране — это, действительно, уже неактуально. Необходимо искать эффективные способы взаимодействия с клиентом, которые бы соответствовали современным технологиям. С помощью приложений для смартфона, например. Человек любит что-то потыкать в своём девайсе и думать, что все сделал сам. Но классическая розница при этом в ближайшее время никуда не денется. Даже на родине многих туристических стартапов — США и странах западной Европы — идет возвращение клиентов в агентства. Так что продвинутые ТА, точно понимающие запросы клиентов, обладающие экспертизой по разным направлениям и видам отдыха, будут востребованы всегда. Желаю всем турпрофи идти в ногу со временем!

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

3 комментария

Екатерина
05 января, 20:52
Тез по отношению к агентам ведёт себя непорядочно, уничтожая фактически любое ТА, которое не хочет быть его уполномочкой. Раздача скидок по 12-15%, когда у ТА всего 10% комиссия, прямое переманивание клиентов, пользуясь данными в системе и многие другие некрасивые вещи. С себя надо начинать, а не пыль в глаза пускать.
Он
27 августа, 21:35
УТА тезтур в Беларуси дают скидки в рекламе 7-9 процентов всем!
По факту можно выпросить и больше. При этом агентская комиссия для не УТА 10 процентов.
Даниил
23 августа, 14:14
Хорошее вью, но как качели) Сначала взгрустнулось, а в конце даже прилив сил почувствовал!

Президент Турции поручил решить проблему с забастовкой в аэропорту Антальи

Он направил двух министров разбираться в ситуации.

Президент Турции поручил решить проблему с забастовкой в аэропорту Антальи

Глава Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган вмешался в ситуацию, возникшую в аэропорту Антальи из-за забастовки авиадиспетчеров. Как пишут местные СМИ, вопрос обсуждался на заседании Центрального исполнительного совета партии справедливости. Решение проблемы поручили найти министру транспорта и инфраструктуры Абдулкадиру Уралоглу и министру культуры и туризма Мехмету Нури Эрсою.

Некоторые представители партии справедливости на заседании были настроены крайне радикально. Требования авиадиспетчеров они назвали шантажом в отношении государства, а в качестве решения проблемы предлагали уволить их и нанять новых сотрудников.

По итогам заседания Абдулкадиру Уралоглу и Мехмету Нури Эрсою поручено отправиться в Анталью для решения вопроса. Для этого оба чиновника проведут рабочие встречи в течение недели.

Напомним, забастовка авиадиспетчеров в Анталье, которая вызывала замедление их работы, должна была завершиться еще в середине июля. Однако, как ранее писал Profi.Travel, пассажиры продолжили сталкиваться с трудностями и после этого. В аэропорту Антальи сохранились задержки рейсов, а некоторые самолеты, наоборот, отправляются ранее намеченного срока. По наблюдениям экспертов, зачастую лайнеры вылетают из своей страны вовремя, а в Турции садятся с заметным опозданием — это может свидетельствовать о том, что их все же отправляют в зону ожидания. По словам источника нашего издания, задержка в большинстве случае составляет от 40 минут до полутора часов.

Также недавно Profi.Travel сообщал о серьезных задержках у Turkish Airlines на маршрутах из России и обратно. Для отдельных рейсов опоздание превысило 10 часов. Однако, по мнению экспертов, здесь ключевую роль могли сыграть санкции — при возникновении каких-либо проблем с одним из самолетов, летающих в нашу страну, перевозчик не может так просто найти ему замену.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

Северсталь, фрески Дионисия и рок: что еще заинтересует туриста на Русском Севере?

Рассказываем, что туристам посмотреть в Череповце, Кириллове и Ферапонтово.

Северсталь, фрески Дионисия и рок: что еще заинтересует туриста на Русском Севере?

Череповец известен прежде всего своим металлургическим заводом. И при его упоминании воображение рисует картины индустриального пейзажа. Однако уже первый взгляд на город разрушает эти стереотипы. Он поражает не только зелеными улицами, но и множеством интереснейших музеев и достопримечательностей. Правда, в самом Череповце от некогда там существовавшего мужского монастыря остался только Воскресенский собор. Если же отъехать от него на 120 км, в национальный парк «Русский Север», можно увидеть четыре монастыря, два из которых имеют мировую славу.

Стальное сердце города-сада

Череповец, который расположен в Вологодской области, — очень зеленый город: здесь более 100 парков и скверов. А еще широкие улицы и бульвары, уютный исторический центр с ухоженными купеческими домами, большая часть которых отреставрирована. Университет, театры, музеи, уютные кафе и современные арт-пространства, красивая набережная с велодорожками и песчаные пляжи.

Взгляд путешественника обязательно остановится на двух красавцах — вантовых мостах Октябрьский и Архангельский, перекинутых через полноводную Шексну. Они соединяют старый и новый город. Стоит заметить, что один из них — это первый вантовый мост в нашей стране, он был построен в 1979 году.

 

Про музеи и не только...

В Череповце каждый найдет для себя музей по душе. Для тех, кто увлекается историей, — это музей Ивана Андреевича Милютина, знаменитого градоначальника, служившего на этом посту 46 лет. Во время его деятельности было открыто семь учебных заведений, общественная библиотека, музей, книжный магазин, аптека, типография, богадельня при соборе, Дом призрения во имя св. Филиппа и Марии, построена гавань, появилось уличное освещение, проведена телефонная связь. Да и Северная железная дорога прошла именно через вверенный ему город благодаря усилиям Милютина.

Любителей искусства ждет Дом-музей Верещагина, где жила семья, подарившая миру двух выдающихся личностей — знаменитого художника Василия Верещагина и Николая Верещагина, основателя молочной промышленности в России.

Те, кто увлекается рок-культурой, безусловно включат в свою программу посещение музея Александра Башлачёва — советского поэта, рок-музыканта, барда, певца, на счету которого, за его очень недолгую и уникальную жизнь, порядка 200 концертов, 100 стихотворений, 60 из которых стали песнями. Башлачёв родился в Череповце, а его семья, мать и отец, до сих пор проживают в городе: при их непосредственном участии 3 года назад был открыт этот камерный и совершенно непохожий на другие музей.

Это интересно: Башлачёв играл на 12-струнной гитаре, у которой было 11 струн.

В одном из старых зданий города размещается музей «Самовар», частный музей города. Его здание — памятник архитектуры, объект культурного наследия начала XX века. Ранее здесь располагалось женское профессиональное училище, основанное еще в 1887 году при И. А. Милютине.

Кроме невероятной по количеству и разнообразию коллекции самоваров, в нем можно познакомиться с предметами быта царской России и окунуться в атмосферу тех лет. Полистать старинные книги, посмотреть «сквозь время» в стереоскоп, ну и, конечно, попить чайку из самовара под звуки патефона.

В Доме природы можно увидеть минералы, гербарии, коллекции насекомых и чучела животных, а также познакомиться с живыми представителями водной фауны региона. Экспозиция музея с говорящим названием «От рыбинки к рыбинке» — это 9 панорамных аквариумов, в которых обитают караси, ерши и карпы, стерляди и форель.

У посетителей будет редкая возможность понаблюдать и даже пообщаться с очень коммуникабельным окуньком Немо. Нет, мы не оговорились, как бы это странно ни звучало. Несомненно, слегка абсурдно слышать из уст экскурсовода, что окунек этот особенный и он вроде как наблюдает за посетителями и работниками, распугивая всех других обитателей аквариума, если кто-то из участников экскурсии решает поближе познакомиться с ним. Но маленькая рыбка действительно ведет себя очень осознанно. Пока кто-либо из посетителей стоит у стекла аквариума, Немо тоже «стоит» с другой стороны стекла и очень внимательно смотрит на «собеседника». Хотите верьте, хотите — нет. Но факт остается фактом, проверено сотрудником Profi.Travel.

Это интересно: при посещении этого места обязательно надо загадать желание. У местных есть поверье: если вы встретились взглядом со щукой, то спешите загадать желание, оно точно исполнится.

Знаменитый металлургический гигант «Северсталь» — уникальный комбинат по производству металлопроката, как оцинкованного, так и с полимерным покрытием, приглашает гостей города не только погрузиться в свою историю, разобраться в особенностях и процессах его работы в Музее металлургической промышленности, но и побывать непосредственно на самом производстве, увидеть доменную печь и посетить цех проката.

Несмотря на то, что музей создан сравнительно недавно, это настоящий познавательный центр, в котором можно провести несколько часов, изучая стенды и макеты, играя в интерактивные игры, разгадывая кроссворды и головоломки, примеряя виртуальные доспехи, пробуя себя в роли кузнеца или сотрудника музея. Здесь все сделано новаторски, с душой и, что важно, с юмором.

Это интересно: на входе в Музей металлургической промышленности экскурсантам предложат надеть не бахилы, а «волшебные сталеходы». На выходе же — оставить «сталеходы, потерявшие свою волшебную силу».

Безусловно, тур в самое сердце комбината — это поистине незабываемое приключение! Любой желающий в возрасте старше 14 лет может побывать на его территории в составе организованной группы. Заявки подаются через музей. Уже в сентябре этого года туристы смогут увидеть, как работает самая большая из 5 доменных печей «Северянка» — к этому времени будет завершен ее капитальный ремонт.

Череповецкий металлургический комбинат — один из крупнейших в мире заводов по производству стали, это настоящий город в городе. Он расположен на территории площадью 55 000 гектар — с улицами, по которым происходит движение транспорта, и разветвленной сеткой железнодорожных путей. Длина одного только прокатного стана 2 000 (самого производительного стана в стране) составляет почти километр. На предприятии трудятся 24 тысячи человек — в три смены. Деятельность цехов гиганта не должна прекращаться ни на минуту. Многие процессы на заводе максимально автоматизированы. Новейшую печь «Череповчанку», к примеру, обслуживают всего 12 сотрудников.

Огромное внимание уделяется и экологическим аспектам. В печи завода подается кокс и вдувается природный газ, что дает значительный эффект снижения выделения парникового газа в атмосферу. А шлак, получаемый в процессе производства, перерабатывается на 98%. К примеру, из него уже начали делать тротуарную плитку.

Днем рождения комбината считается 24 августа 1955 года, когда на заводе был получен первый металл. А «отцом» этого невероятного гиганта считают российского металлурга, академика Ивана Павловича Бардина, под руководством которого завод был построен всего за 1000 дней.

Это интересно: на территории завода на ряде строений можно увидеть изображение кота. Оказывается, у Ивана Павловича Бардина был любимый кот по кличке Томас Эдисон. И теперь его изображение — некий талисман череповецкого гиганта.

А еще в Череповце можно окунуться в атмосферу помещичьего быта XIX века в усадьбе Гальских или отправиться на речную прогулку и сделать фото двух знаменитых вантовых мостов. Побывать в Детском музее или погрузиться в историю города в историко-краеведческом. Насладиться уникальной коллекцией художественного музея или посмотреть спектакль в «Камерном театре». А можно просто посидеть в кафе «МузСовет» на Советском проспекте или погулять по паркам, аллеям и набережной города-сада.

«Русский Север»

В 120 километрах от Череповца расположен национальный парк «Русский Север», особо охраняемая природная территория в России на территории Кирилловского района Вологодской области. И если в самом Череповце от некогда там существовавшего мужского монастыря остался только Воскресенский собор, то на территории парка расположены 4 монастыря, два из которых имеют мировую известность.

Немного истории... Летом 1397 года два монаха, позже причисленные к лику святых, Кирилл (ученик Сергия Радонежского) и Ферапонт пришли на берег Сиверского озера с особой миссией — основать монастырь, в том числе и для защиты Северного торгового пути. Так был основан один из самых больших на данный момент монастырей в России и Европе — Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Сейчас он имеет статус музея, но на его территории есть действующий Малый Ивановский монастырь, который полностью передан церкви. Территория монастыря действительно потрясает своим масштабом и величием: полтора километра каменных стен, 7 метров толщиной и 11 метров высотой, четырнадцать 40-метровых в высоту башен.

Если подняться на одну из башен монастыря, то открывается захватывающий дух вид на озеро и на окрестности. А коллекция музея насчитывает более 50 тысяч экспонатов. Среди них — графика, древнерусская живопись, иконы, ткани, книги и документальные материалы. На осмотр потребуется не один час: как на знакомство с внутренним убранством монастыря, так и на прогулку по его территории.

Это интересно: место очень популярно у режиссеров и операторов как художественных, так и документальных фильмов. Здесь снимались кадры кинокартин «Рожденные революцией», «Обитель», «Апостол» и другие.

  

Примерно в 20 километрах от Кирилло-Белозерского расположился другой, совершенно непохожий на него ни по масштабам, ни по духу Ферапонтов монастырь. Основал его инок Ферапонт, который трудился вместе с Кириллом над возведением первого монастыря на этих землях. И хотя эта обитель не столь грандиозна по масштабам, она приобрела не меньшую известность.

В храме Рождества Богородицы, находящемся на территории Ферапонтова монастыря, благодаря 30-летнему труду команды реставраторов сохранилась единственная в мире роспись выдающегося представителя московской школы иконописи Дионисия. И именно поэтому Ферапонтов монастырь в 2000 году был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория монастыря небольшая, но на ней собраны уникальные коллекции. Так, в трапезной монастыря расположена экспозиция, посвященная истории обители. Здесь можно познакомиться с предметами быта монахов, изучить древнейшее собрание икон из Собора Рождества Богородицы и предметы крестьянской культуры Русского Севера. Но, безусловно, жемчужиной монастыря остается Храм Рождества Богородицы, в котором можно потерять счет времени, находясь в потоке света и силы, исходящем от фресок великого мастера Дионисия.

Это интересно: Дионисий вместе со своими детьми расписывал стены храма Рождества Богородицы 33 дня. А на восстановление фресок ушло 30 лет.

Сейчас в храме действует система, поддерживающая температурно-влажностный режим. За ее работой постоянно наблюдают работники климатологи. В храм пускают группы численностью не более 20 человек и на время не более 15 минут. Все эти меры предпринимаются для сохранения фресок. Важно: фото- и видеосъемка разрешены.

  

Статьи по теме