Смогут ли турагенты зарабатывать на чем-то, кроме комиссий?

Даже американские агенты до сих пор зависят от вознаграждения поставщиков услуг. На что надеяться российским профи?

Комиссионные платежи от поставщиков туристических услуг по-прежнему остаются основным источником дохода для подавляющего большинства турагентств в Северной Америке. Об этом говорят данные исследования Host Agency Reviews, в котором проанализирован уровень дохода турагентов в США, а также его структура, пишет Skift.

Несмотря на то, что американский турагентский рынок является одним из самых прогрессивных по части внедрения платы за консультации и других сервисных сборов, компании из США зарабатывают на них лишь треть от того, что получают в виде комиссий от гостиниц, туроператоров и круизных компаний.

Более того, если взять только доходы от консультаций и сервисных сборов (в среднем 82 в год), то в сумме они будут в пять раз меньше, чем совокупная комиссия (417).

Согласно методологии, аналитики брали в расчет самозанятых турагентов с опытом работы от трех лет, то есть по большей части довольно опытных специалистов. Однако, по словам экспертов, картина может оказаться неполной по причине того, что многие самозанятые агенты могут одновременно осуществлять бронирования через сетевые турагентства, аналог центров бронирования, и дополнительно зарабатывать на их комиссиях.

Стоит также иметь в виду, что цифра является средней по рынку: в то время, как одна компания может зарабатывать на консультациях и сервисных сборах неплохие деньги, другая может вообще не пользоваться этими инструментами, целиком полагаясь на комиссионные заработки.

Глава группы luxury-турагентств Virtuoso Мэттью Апчерч считает, что самое главное — это объяснить клиенту, за что именно с него берут деньги. «Таким образом вы создаете новый уровень доверия между вами и туристом. Да, есть такие агенты, которые работают много лет, и у них просто нет необходимости объяснять это клиентам напрямую. Однако доверие создается разными способами, а дополнительные сборы — это всегда вопрос общения и переговоров».

На российском турагентском рынке идея внедрения платы за консультацию туриста в том или ином виде обсуждается уже несколько лет. Так, генеральный директор сети турагентств «Алоха» Вадим Перерва уже рассказывал в профессиональных сообществах в соцсетях о своем опыте внедрения депозитов для клиентов. По его мнению, это естественный способ для турагентства увеличить доходную базу в условиях планомерно снижающегося размера вознаграждения, хотя на текущий момент ни депозиты, ни платные консультации на российском турагентском рынке не способны перекрыть доходы от комиссий.

«Многим понятно: турагент в цепочке „туроператор — клиент“ является дополнительным звеном, на которое поставщик услуг тратит немалые деньги (агентское вознаграждение + мероприятия в течение года), — признался Вадим Перерва в разговоре с Profi.Travel. — В то же время, ценность турагентства меняется: на первый план для массового потребителя выходят экспертиза и цена. Менеджер за счет своих накопленных знаний экономит время и деньги клиента и обеспечивает поддержку „в режиме одного окна“. Если агентство делает это хорошо, то оно ценно сейчас и будет востребовано в будущем. И в этом случае, считаю, компания может оформлять депозиты. Это вряд ли станет существенным заработком, но позволит увеличить конверсию и улучшить качество предоставления услуг за счет большего внимания именно к реальному клиенту».

При этом со временем, по мнению Вадима Перервы, возможен переход на платные консультации как на дополнительную услугу за рамками типового договора — при условии ее высокого качества. «Это хронологически может совпасть с еще более существенным снижением (или полной отменой) комиссии со стороны оператора. И тогда платная консультация станет основным источником дохода агентства. Разумеется, при этом рынок сильно сократится и останутся только игроки, за экспертизу которых клиент будет готов платить», — добавляет он.

Однако среди турагентов широко распространено и противоположное мнение: что консультации турагентов могут быть только бесплатными. В то же время, именно уровень и профессионализм консультаций и останутся ключевым фактором в принятии решения о покупке.

В частности, такую точку зрения в разговоре с Profi.Travel высказал генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. По его словам, дополнительные сборы с клиентов — за консультацию или другие услуги — только вредят продажам. Кроме того, он напомнил о недавнем случае, когда одна из региональных турфирм, взявшая с туриста плату за консультацию, в итоге должна была ее вернуть по решению суда.

«В среднесрочной перспективе комиссионное вознаграждение на 100% останется единственным источником дохода для турагентов, — заявил Алексан Мкртчян. — И в отличие от Западной Европы и Северной Америки, где турфирмы могут продавать туристам не только услуги, но и какие-то сопутствующие товары — например, чемодан или дорожную подушку — у нас это невозможно без наличия соответствующей лицензии. Что касается платных консультаций, то я категорический противник этого. Мы не платим, когда приходим покупать телевизор или дорогие часы, хотя там тоже нужна помощь эксперта, вас всегда консультируют бесплатно! Хоть десять минут, хоть двадцать — никто и никогда не попросит с вас за это денег. Платные консультации только бьют по продажам. Я считаю, что нужно грамотно отрабатывать свою комиссию: проводить консультацию так, чтобы человек именно у вас и купил».

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

4 комментария

Илья
16 октября, 15:57
Нашли конечно "экспертов", прозорный скидочник из алохи и какой-то мкртчн, которой категорически против оплаты за консалтинг. Ну так г-н мкртчн не занимайтесь им, и сбудется ваша мечта, что мучаться-то)
Алена
16 октября, 16:45
Илья, у господина Мкртчяна 150 офисов в сети, абсолютное лидерство в продажах туров всех ключевых операторов в ЮФО и СКФО и лидерство в продажах у многих ТО на федеральном уровне ;-) Так что жизнеспособность бесплатных консультаций доказана на практике. Видимо, все дело в профессионализме. А что сделали вы, чтобы не быть "каким-то" коммментатором?
Илья
23 октября, 17:50
ЮФО это Южный федеральный Округ, куда входят малочисленные калмыки и адыги, крымские народности, а в основном это Краснодарский край с населением в пол-Москвы. Много ли туристов из южных областей становятся туристами выездными или внутренними, тем более при помощи франчайзинговых точек некоего агентства? Сомнительно.
СКФО это Северо-Кавказский федеральный округ это дагестанцы, ингуши, чечены, осетины, карачаево -черкесы. Много ли из них становятся туристами выездными или внутренними, тем более при помощи франчайзинговых точек некоего агентства? Сомнительно.
Так чтои лидерство первого парня на деревне, в которой несколько домов со старушками, тоже вряд ли может быть положено в основу глубоко идущих выводов о нежизнеспособности оплаты работы профессиональных консультантов.
Ведь недаром говорят когда у кого то что-то не получается, то он утверждает что и не особо то нужно. Вспомните Алена басню "Лиса и виноград".
Тогда можно так ;-), а можно и так ;-Р
Николай
16 октября, 13:31
Поддерживаю господина Мкртчяна - платные консультации это не правильно.
Лариса
16 октября, 11:42
Не соглашусь с мнением Мкртчяна, о бесплатной консультации. Хорошо когда человек сидит 10-20 минут, а вот когда он сидит 1,5-2 часа и как бы ты с ним хорошо не общался встаёт и уходит, а агенство остаётся в минусе. И в не понятках менеджер,вроде клиент был готов уже купить и тут же сорвался мол ещё подумать, тогда как? А ведь из за таких людей уходят другие туристы.
Людмила
25 октября, 13:11
Поддерживаю Ларису полностью. Господин Мкртчян неккоректно сравнивает процесс консультации и покупки часов, которые человек ВИДИТ И МОЖЕТ РАССМОТРЕТЬ СО ВСЕХ СТОРОН И ПРИМЕРЯТЬ, и процесс консультаций по подбору тура. Особенно, когда турист не может определиться, что он хочет, и "гоняет" агента по разным странам, с разным размещением, на разные даты. И ПРИ ЭТОМ НЕ ГОВОРИТ О СУММЕ СВОЕГО БЮДЖЕТА !!! и т.д. И на это , действительно, уходит по 2 часа, а иногда и больше! А в это время у менеджера стоит работа по уже приобретенным турам, (визы, анкеты, оплаты и т.д) Менеджеру жить на работе ?! А своей семье намазать на бутерброд "спасибо" от туриста, который узнал всю интересующую информацию у агента?! Или все-таки приучать народ ценить время свое и других, и быть готовыми оплатить за оказание дополнительных информационных услуг агента под конкретные специфические свои , туриста, запросы?
Информация по странам , визам и другим важным "мелочам" постоянно меняется! И турагент- профессионал постоянно держит руку на пульсе! А демпинг(скидочники агентства)- это путь к разорению , некомпетентности и незаинтересованности в качественном оказании услуг...
..
Гульназ
02 ноября, 10:13
Я не против побеседовать 10 минут, Но у нас был случай, когда туристы приходили к менеджеру 7 раз по 3 часа. То есть менеджер на них потратила 21 час времени. Если бы я не вмешалась "берите этот отель и все" они так ходили бы и дальше

Спрос на отдых в Анапе растет, а в Сочи — падает

Что происходит с бронированиями Краснодарского края

Спрос на отдых в Анапе растет, а в Сочи — падает

Бронирования Краснодарского края в этом году определяют две разнонаправленные тенденции: спрос на Анапу стремительно растет, а на Большой Сочи — падает. По словам экспертов, опрошенных Profi.Travel 19 мая, главная интрига сезона в том, сможет ли рост бронирований одного курорта перекрыть снижение продаж другого. На турпоток влияют и непростая логистика, и цены. В Анапе же главную роль сыграл отложенный спрос, надежда на открытие пляжей и то, что туристы уже распробовали отдых в отелях с развитой инфраструктурой, системой «все включено», пусть и без моря.

Анапа vs Сочи

«Ситуация на курортах, можно сказать, полярная. У нас есть очень быстро растущая Анапа и падающий Большой Сочи. Поэтому, если говорить о крае в целом, то итоговые показатели будут зависеть от того, сможет ли рост Анапы перекрыть это падение. Если брать нашу компанию, у нас результат в целом чуть лучше, чем в прошлом году, потому что мы в Анапе растем быстрее, чем падаем в Сочи», — сказал генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Другие участники отрасли тенденцию подтверждают. «У нас похожая картина: по Анапе и Геленджику — рост, а по Сочи продажи пока отстают, если сравнивать с данными прошлого года, примерно на 8-10%», — сообщила заместитель гендиректора по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей. Она добавила, что по Анапе бронирования увеличились в 2-3 раза относительно данных 2025 года.

Сергей Ромашкин отметил, что эти два курорта не равны по турпотоку: Сочи принимает туристов больше, чем Анапа. Однако пока ее рост почти вдвое превышает падение по Сочи.

«В целом, можно сказать, что эти два мощных курорта, бронирования одного из которых растут, а второго — падают, позволяют краю балансировать на нулевой отметке: то есть турпоток пока планируется примерно на прошлогоднем уровне», — сказал эксперт. При этом, по его словам, Туапсе, где произошло экологическое ЧП из-за атаки БПЛА, в этой гонке не участвует — на курорт приходится всего 3-4% турпотока в Краснодарский край.

Ценовой вопрос

Ранее Сергей Ромашкин приводил сравнение цен в Сочи и Турции. Оказалось, что российский курорт чуть дешевле, но в целом стоимость сопоставима. Если говорить об отелях категории 5*, то в Сочи можно отдохнуть по цене от 300-360 тыс. руб. на двоих за неделю.

Эксперт пояснял, что часть отелей пытаются продать номера по прошлогодним ценам. «Пока получается, честно говоря, не очень. Спрос упал по каким-то системным, общеэкономическим причинам. Мы видим стагнацию спроса в таких сегментах, как одежда, обувь, коньяк, кажется, начали снижаться и продажи квартир. Туристы стали экономить, и у отельеров нет возможности поднимать цены дальше», — пояснил Сергей Ромашкин.

Проблема отельеров, по словам эксперта, в том, что скидки они начинают давать нередко дня за 3 до заезда. А это — поздно, туристы уже приняли другое решение, выбрали иной отель или курорт.

В Анапе ситуация другая. Как рассказывала коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах, выпадение Анапы в прошлом сезоне привело к тому, что ряд не самых популярных направлений для пляжного отдыха получили часть ее туристов. Видя рост спроса, отельеры подняли цены — и пытаются удержать их на том же уровне в этом году. Однако уже не добирают гостей.

Сама же Анапа получает и тех туристов, что рискнули отдохнуть там в прошлом году, и тех, кто год назад решил выбрать другое направление. Как отмечала Оксана Булах, в первую очередь туры в Анапу стали покупать те клиенты, которые еще в прошлом году получили опыт отдыха без пляжей, но в комфортных объектах и по более привлекательным ценам. Сейчас они также бронируют объекты с бассейнами и системой «Все включено».

Кроме того, в этом году открываются и те отели, которые в прошлом приняли решение не работать. Они тоже получают своих туристов, в первую очередь, за счет того, что предлагают приемлемую стоимость.

Минус 30% турпотока

Также на спрос на Краснодарский край влияет логистика, говорят эксперты. Аэропорты Краснодара, Сочи да и Геленджика нередко закрываются на прием и отправку самолетов, ограничения могут длиться довольно долго, что меняет все расписание полетов. Это приводит к тому, что жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, которые прежде составляли существенную долю турпотока, зачастую отказываются от поездки на российский юг.

Как рассказывала Profi.Travel генеральный директор компании «ТБК АЭЛИТА» Александра Сердюченко, в течение последних шести месяцев до Сочи не долетает примерно 30% клиентов. По ее словам, если туристы собираются на курорт на две недели, задержка вылета на сутки может не повлиять на их планы. Но если речь о короткой поездке, то потеря даже одного дня отдыха делает ее бессмысленной.

«Мы договариваемся с отелями, стараемся вернуть все средства, но как будет в сезон — сказать сложно», — подчеркнула эксперт.

Проблемы туристам доставляют и периодически ревущие сирены, объявления воздушной тревоги в Сочи. Информация об этом все больше передается по «сарафанному радио» и не способствует росту спроса на курорт. При этом Сергей Ромашкин отметил, что, например, в Лазаревском никаких сирен туристы не слышат.

Аэропорта нет и это хорошо?

У Анапы — свои сложности. «В Анапе сейчас нет аэропорта и это хорошо», — грустно иронизируют эксперты. Подавляющее большинство туристов приезжают на автомобилях. Поэтому, и прибывают на курорт, и покидают его они вовремя. Однако, если речь не о личном транспорте, то добраться до курорта оказывается не так просто.

«Отмечаем сложности с приобретением железнодорожных билетов в Анапу. Их нужно покупать за 90 дней до выезда, иначе останутся только верхние полки. В связи с этим растет спрос на автобусные туры в Анапу», — отметила Евгения Кизей.

Эксперты напомнили про еще один ключевой момент для бронирований Анапы: пляжи. До анонсированного властями дня их открытия — 1 июня — осталось менее двух недель. При этом больше никаких официальных заявлений не поступало.

В компаниях надеются, что морской отдых в этом сезоне будет доступен. «Часть пляжей уже открыта. Сейчас в Анапе заканчивается отсыпка очень большого пляжа новым песком, и мы надеемся, что 1 июня примерно километров 10 пляжей будут работать на Пионерском проспекте. Купаться туристы смогут», — подчеркнул Сергей Ромашкин.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

В Турции вновь заговорили о сокращении ассортимента на шведских столах

Выбор блюд и напитков уже стал скромнее, подчеркивают в турагентствах

В Турции вновь заговорили о сокращении ассортимента на шведских столах

В Турции опять подняли тему отказа от существующей концепции шведских линий. Эксперт в области гостиничного управления, председатель совета директоров Turizoom Али Джан Аксу считает, что нужно отказываться от огромных открытых буфетов и тонн пищевых отходов и переходить к более минималистичным, но качественным вариантам обслуживания. Об этом сообщает издание Turizm Ajansi. Российские турагенты рассказали, что отчасти сокращение ассортимента уже происходит. Но вот повышается ли качество — вопрос.

По словам Али Джана Аксу, гостиничный сектор Турции сегодня сталкивается с серьезным давлением из-за войны в Иране. Среди ключевых факторов — подорожание энергии, увеличение затрат на персонал, инфляция и повышение стоимости продуктов питания. «Операционные расходы в настоящее время достигли уровня, который ставит под угрозу устойчивость многих компаний», — сказал эксперт.

По его словам, в этих условиях перед бизнесом стоит выбор: снижать качество сервиса или модернизировать саму модель обслуживания.

Одним из главных направлений такой модернизации может стать изменение подхода к шведскому столу. По мнению Аксу, турист покупает не «безлимитный буфет», а качественный сервис, гигиену, комфорт, безопасность и хорошо организованный отдых. При этом огромные открытые буфеты, большие объемы пищевых отходов и ориентированность на внешний эффект уже не соответствуют новым экономическим реалиям.

Эксперт считает, что турецким отелям пора переходить к более сдержанным и устойчивым форматам: делать подачу более бутиковой, лучше контролировать ассортимент, повышать качество продуктов и сокращать избыточные расходы. Такой подход позволит сдерживать себестоимость, не ухудшая впечатления гостей.

По словам Аксу, в новой реальности невозможно конкурировать только за счет постоянного повышения цен. Для отелей важнее не создавать самые большие буфеты, а предлагать правильный продукт нужного качества. Иначе Турция рискует потерять ценовое преимущество на международном туристическом рынке.

«Мои туристы давно заметили, однообразие и сокращение ассортимента блюд во многих отелях. Такое происходит уже несколько лет. Красной рыбы, особенно соленой, давно уже даже в дорогих отелях днем с огнем не сыщешь, что уж говорить о других деликатесах. Мало гостиниц осталось, где ее подают, да и там не на постоянной основе. Я сама была во многих отелях — и в рекламниках, и на отдыхе — в основном подают пережаренную рыбу или тушеную со сливками и лимоном — вот и весь ассортимент, — рассказала Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty Анастасия Волкова. — С морепродуктами в Турции всегда были проблемы. Баранины тоже практически нет, в основном курица и говядина».

По ее словам, в отельных барах тоже чувствуется сокращение ассортимента бесплатного импортного алкоголя. «Если раньше было 10-15 наименований, то сейчас 5-10, но это в отелях более дорогого сегмента. А в обычных гостиницах категории 5* в основном местный алкоголь», — отметила она.

Несколько иное мнение высказала руководитель агентского объединения НОТА Светлана Обоянская. «Туристы, прежде чем ехать в отель, интересуются, что и как изменилось. Если, допустим, у них нет финансовой возможности выбрать объект более высокого уровня, в котором они раньше отдыхали, они ищут нечто подобное и готовы к тому, что у них будет просадка по каким-либо условиям. Тем, кому важно питание, мы не понижаем уровень. Разговариваем с туристами, готовы ли они рисковать большой суммой денег и вернуться недовольными, либо предпочитают добавить небольшую сумму и поехать в тот отель, к которому они уже привыкли», — пояснила эксперт. По ее словам, скорее всего, проблемы возникают у более дешевого сегмента отелей. Но туристы, которые выбирают такое размещение, на это готовы. Красной рыбы в таких гостиницах никогда не было, а креветки — «по большим праздникам».

При этом Светлана Обоянская отметила, что сама она за то, чтобы убрать шведскую линию или оставить маленький ассортимент, а все остальное сделать под заказ. Но тогда отельерам придётся тратиться на обслуживающий персонал, отметила эксперт.

Говоря об алкоголе, она тоже отметила: в Турции есть проблемы. «В дорогих отелях качественный — как был, так и есть. В дешевых — как бодяжили, так и будут бодяжить, потому что все хотят выживать. Ждать, например, какого-то хорошего дорогого шампанского — не стоит, — сказала Светлана Обоянская. — Коктейли — достойные, пиво — хорошее, а вот вино, шампанское — так себе».

Ранее, еще в 2024 году, турагенты уже рассказывали о сокращении ассортимента на шведском столе. Туристы жаловались на то, что, например, «лосось постоянно где-то „под полой“ — на общей линии его нет, если не подойдешь и не попросишь, даже не узнаешь, что он вообще есть». При этом они отмечают: альтернативы Турции для семейного отдыха в любом случае нет.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

Статьи по теме