Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

Открытое письмо за четыре часа собрало более 250 подписей. Поможет ли оно переломить ситуацию на рынке?

Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

4 декабря в телеграм-канале «Юристы и ТА против» опубликовано «Открытое письмо турагентского сообщества к туроператорам, государственным органам, туристам», в котором туристическая розница совместно с группой юристов выступили против новых правил работы, выдвинутых туроператорами в связи с окончанием отсрочки по передаче данных в систему «Электронная путевка».

Против кого выступают агенты?

Очевидно, что в первую очередь реакция рынка направлена на «Библио-Глобус», чей новый договор, вступивший в действие с 1 декабря, вызвал самые бурные дискуссии среди турагентов. Впрочем, в обращении напрямую ни одна компания напрямую не называется, свои претензии туристическая розница высказывает к «большинству крупных туроператоров».

«Учитывая, что формированием туристского продукта большинство крупных туроператоров начинает заниматься после поступления 100% стоимости туристского продукта, а заявку на бронирование туристского продукта турагент может подать исключительно после заключения договора о реализации туристского продукта с туристами, то условия туроператоров по агентским договорам обязывают турагентов получать 100% стоимости туристского продукта от туристов, не заключая договора о реализации туристского продукта, что приводит к нарушению действующего законодательства (Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей, Закона об основах туристской деятельности в РФ)», — говорится в документе.

По мнению авторов письма, новые условия сотрудничества также перекладывают на туриста ответственность за изменение курса валют с того момента, когда он внес 100% денежных средств агенту и до их поступления на счет туроператора. «Однако при 100% оплате стоимости туристского продукта ни у турагента, ни у туроператора нет законом предусмотренных оснований для требования каких-либо доплат», — отмечают они.

В тексте также указывается на несправедливость пункта о несении турагентом ответственности за неисполнение туристом обязанностей по договору.

Агентская комиссия как главный камень преткновения

Однако главная претензия со стороны розницы обозначается только в шестом пункте письма: «Также турагенты не могут согласиться и с тем, что исполнение поручения туроператора турагентом ставится в зависимость от того, совершил ли турист путешествие или нет». Речь идет о посткомиссионной системе, которая вводится новым договором «Библио-Глобуса»: согласно его тексту, агент получает комиссию только после возвращения туриста из поездки (плюс 60 дней).

«Как вице-президент Альянса туристических агентств я считаю, что комиссия должна сразу же оставаться у турагента, — комментирует гендиректор сети „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Потому что агент живет на комиссию, других источников дохода у него нет». При этом руководитель сети отметил, что каждый представитель туристической розницы волен сам решать, сотрудничать ли ему с «Библио-Глобусом» или нет. «Это рынок. Туроператор огласил свои условия. Те, кто с ними не согласен, могут бронировать туры у других компаний, никто не принуждает их работать конкретно с „Библио-Глобусом“, он не является монополистом ни на одном из направлений», — подчеркнул Алексан Мкртчян.

Однако у автором письма другие выводы из происходящего: по их мнению, сотрудничество операторов и агентов «превратилось во властно-подчиненные отношения», где все права — у туроператора, а у его розничного партнера — только ответственность.

Помимо прочего, в письме турагенты и юристы раскрывают схему, по которой работает большинство компаний: «когда официальным агентским вознаграждением признается символическая сумма в 30 рублей или 0,5 % от стоимости турпродукта, а остальной доход турагента считается „дополнительной выгодой“ и скидкой». Они уточняют, что такая практика создана туроператорами для уменьшения собственной налогооблагаемой базы, «но на это на протяжении долгого времени не обращает внимание ни один из контролирующих органов».

По мнению экспертов, такое обнародование серой схемы взаиморасчетов — рискованный шаг со стороны розницы. Особенно вместе с призывом к контролирующим органам обратить на нее внимание. Ведь в итоге, перейдя на иную систему, туроператоры могут пойти на новое снижение размера агентской комиссии, объяснив это ростов расходов, которые идут на налоги.

Какими будут последствия?

В заключении авторы письма требуют от туроператоров, а также контролирующих их деятельность госорганов: привести агентские договоры в соответствие с действующим законодательством; установить в агентских договорах условия сотрудничества, которые обеспечивали бы равноправие сторон, а также официальный достойный размер агентского вознаграждения.

С точки зрения экспертов, которые не участвовали в составлении этого письма, требования выглядят достаточно размыто. И не до конца ясно, к кому они обращены. Если агенты просят туроператоров переделать агентские договоры, то здесь, как минимум, нужна поддержка крупных сетей. Если они обращаются к госорганам, то это напрасная трата времени, поскольку государство не должно участвовать в коммерческих взаимоотношениях компаний.

При этом на рынке есть мнение, что ситуация нагнетается в первую очередь из-за того, что у туристической розницы нет пока окончательной ясности, как именно будет работать новый договор «Библио-Глобуса» и других туроператоров, сообщивших о том, что формирование тура начинается только после 100-процентной его оплаты.

«Есть теория, а есть, как говорят юристы, правоприменительная практика, — говорит гендиректор сети турагентств „Магазин горящих путевок“ Сергей Агафонов. — Я бы посоветовал представителям туристической розницы подождать и посмотреть, как именно все будет работать. Пока, например, тот же „Библио-Глобус“ продолжает выставлять цену в нетто. Каким образом будет происходить процесс, когда компания доработает систему, увидим. Тогда, мне кажется, и надо будет принимать решение, а не сейчас, на эмоциях».

«Это взаимоотношения двух участников бизнеса. Если кого-то не устраивает тот договор, который предлагает туроператор, то он всегда может сделать собственный выбор: работать с ним дальше или нет», — заключил он.

Фото: Simon Berger, unsplash

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

6 комментариев

Гость 2
05 декабря, 15:17
Есть такие "коллеги", которые нам совсем не коллеги. Или так называемые представители тур.розницы, которе сразу падают когда чуть ветерок подует. На вас ездить будут, а вы будете с опущенной головой стоять и пыль глотать.
На вас БГ откровенно х.. положил, а вы такие ещё что-то рассуждаете, законы какие-то вспоминаете, пытаетесь оправдаться перед самими собой.
БГ понизил планку прощупывая реакцию. Если реакции нет, он будет вас топить. Бизнес и ничего личного.
Поэтому БГ в топку.
Директор
05 декабря, 11:55
Я согласен с позицией Сергея Агафонова: надо подождать и посмотреть, как это будет работать. И не согласен с Алексаном по поводу комиссии. Если тур не состоялся, то турист должен полностью получить оплаченную сумму.
И если ТА оставит себе комиссию при несостоявшимся туре, то эти средства можно взять только у ТО. Я вообще не считаю этот вопрос сколько-нибудь важным, так как доля оплаченных и не состоявшихся туров весьма незначительна.
Что касается , упомянутого в обращении требования установить "официально" размер комиссии, то это свидетельствует только о том, что авторы обращения слабо разбираются в основах туристического бизнеса. ТА - это канал сбыта продукции Туроператора. На условиях Туроператора. Если агентство что-то не устраивает, оно прекращает работать с этим ТО. Других способов выразить свое несогласие у него нет.
Наталья
06 декабря, 22:49
Комиссию,турагент вправе оставить себе за проделанную работу!Потому что он подбирал тур,затрачивая свое время! Не всегда день турагента нормирован!!Вы же не требуете вернуть оплату доктора или юриста,лечение или услуги которых не помогли!
Ирина
04 декабря, 23:47
Давайте все же не будем хитрить и говорить о том, что туроператор Библиоглобус не является монополистом.
Самый настоящий монополист по турпакетам на нашем флагмане авиаперевозок "Аэрофлот".
Напомню, что основной держатель акций "Аэрофлот" государство более 57% ( то что в открытых источниках указано).
Получается, что один туроператор Библиоглобус специально делает условия работы для турагента невыполнимыми указав в своём Договоре невыполнимые для корректной работы пункты.
Т.е. кто-то кто стоит за Библио-Глобусом прихватил себе лучшие условия по созданию турпакетов на "Аэрофлот"и "вставляем палки в колёса" рознице.
Алчный туроператор и кто за ним стоит, нарушают закон о туризме, нарушают законы о защите потребителя и при этом переваливают ответственность на Турагентов за этот беспредел. Значит, или вы соглашаетесь на эти условия, или не видать вам "Аэрофлота" как своих ушей, либо варитесь в этой грязи и несите ответственность за наши нескромные аппетиты.
Прошу контролирующие органы проявить бдительно, потому что волнения Турагентов уже очень сильные. Почему одна шайка может себе позволить такое поведение, значит, что и другим можно?
АК "Аэрофлот" пусть предложит свои блоки и другим туроператорам на тех же условиях.
Надеюсь на то, что в нашей стране еще есть ключи к решению данной проблемы.
Ирина
05 декабря, 11:34
помните в пандемию. были запрещены пакетные туры на Кипр. а БГ - возили. Другим операторам запретили, а БГ ПРОДОЛЖАЛИ . Никто их за это не наказал.. Это было противозаконно. Сейчас так же. Договор не соответствует тур законодательству, но их за это не накажут.
04 декабря, 23:08
Присоединяюсь ко всем вышесказанным требованиям. Они абсолютно верны.
Но хотелось бы обратить внимание наших чиновников и Правительства на 2 важных момента:

1. В любой отрасли есть равноправная защита всех сторон. Это партнёрские отношения.
Так почему в Туризме так сильно ущемляются права Турагентов?! Почему все они должны пахать и быть везде всем должны и обязаны?!

2. Хоть кто то в данной ситуации подумал, что такая политика ТО просто выживает с рынка ТА. А это на минуточку сотни тысяч опытных образованных специалистов! Причем абсолютное большенство из них учились за свой счёт! Государство не давало ни копейки на оплаты обучающих семинаров, рекламные обучающие туры, консультации юристов, страховых и т.п. (наверное потому и не ценят). И вот тут палка о двух концах: выжив с рынка - как ТО смогут справиться с лавиной обрушившейся на них?! Вчера звонила в БГ на горячую линюю для поддержки туристов - сказали смотрите номер тел в ваучере и звоните в эту страну принимающей стороне и решайте проблему сами! Т.е. ТО только продал, положил деньги в карман и выдал документы. Дальше фиолетово.... Кто справится без ТА с профессиональным подбором туров, поддержкой туристов? У ТО нет таких глобальных кадровых ресурсов. По итогу суды будут завалены исками к ТО!
Т.е. для профи ТА таким ТО жалко комиссию дать выше. А вот туристам слать скидки и продавать по меньшей стоимости - легко! Но при этом, Господа Чиновники ТА с полученных % оплатит налоги, ЗП сотрудникам (с них тоже налоги), аренду (тоже пойдет налог). А с такой политикой многих ТО государство получит = 0!!!! И к этому 0 + армию безработных высококвалифицированных сотрудников. Многие из которых придут в гос органы и подадут на получение пособий (по потере работы, малый доход семьи, на детей и т.п.) А это уже повлечет за собой огромные расходы государства.
Наверное пора начинать думать вперед + очень сильно готовиться к принятию таких важных и судьбоносных саконов. + советоваться с очень большим количеством профессионалов отрасли со всех партнерских сторон. А только потом медленно но верно прорабатывать каждый пункт закона, который будет укреплять и поднимать отрасль, защищая и поддерживая каждого партнера. А не асфальный коток, запускаемый одной заинтересованной стороной!
Елена
05 декабря, 12:56
Тупагенты проглотили уже крах "Русь-тура" и иже с ними и потерю своих средств тысячами своих клиентов ?
Кто настаивал на дальнейшем решении и разбирательствах - куда делись деньги ? НЕ захотели связываться ? Где хоть одно процессуальное решение по этому вопросу ? Замяли ? Забыли ? А сейчас чего хотим ? Чтоб те же волки отдали добычу обратно ?
Наталья
04 декабря, 17:46
Коллеги и юристы, спасибо вам за активность в вопросе!!! БГ оператор (особенно) способствует правовому беспределу в отрасли- нарушая при реализации тур продукта (и вынуждая нарушать ТА) не только профильное ФЗ, но так же ФЗ о законе прав потребителей: СНАЧАЛА турист выбирает турпродукт, а далее, при условии возможности его реализации ТО его оплачивает, а не по факту 100% оплаты начинается работа ТО с туристом. Мое мнение БГ пора (и давно) взглянуть на свой юридический отдел внимательно- выглядят как дурики, из последнего - претензионный порядок разрешения споров, в вопросе пересадок людей на иные рейсы, при ознакомлении с ответом Юр. отдела БГ оператор что у нас, у туриста, что у его юриста волосы зашевелились в самых нескромных местах от формулировок в ответе про якобы изменение чартерной программы с прикрытием воздушным кодексом. Искренне надеюсь, что на БГ обратят внимание профильные организации- давно пора.
04 декабря, 17:34
НЕ понимаю ажиотажа по поводу этой ЭП. В чём проблема? В том, чтобы указать данные туриста? Так приличными турагентами они и так указывались. Ну будет ещё один способ контроля правомерности действий турагентств и туроператоров - туристам спокойней.
Людмила
04 декабря, 20:39
Татьяна К., а Вы сделайте хотя бы пару бронирований желательно на Нг туры и далее , да у разных ТО по их требованиям.Если у Вас не появится чувство опасности за вынужденные действия , как-то неверно предоставленную информацию (заполнение данных ЭП , дату договора с туристом , расчет и указание суммы договора , в т.ч.при оплате двумя частями и пр., то Вы просто счастливица.
04 декабря, 17:38
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
04 декабря, 17:37
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
Ирина
04 декабря, 23:50
Многие направили протоколы разногласий. Ответ интересен, что Договор они могут заключать на любых условиях. Поверьте, уже все возможные методы были использованы

Спрос на Анапу вырос на 30-50%

Туристы начинают бронировать отели, которые не рискнули открыться в прошлом году

Спрос на Анапу вырос на 30-50%

В этом году, несмотря на общее падение спроса на внутреннем рынке, Анапа начинает восстанавливать свой турпоток. По сравнению с данными прошлого года, когда курорт потерял большую часть туристов из-за закрытых пляжей, а ряд отелей решили не принимать гостей, спрос вырос на 30-50%. Если пляжи откроются, возможно новое увеличение продаж. О текущем спросе на этот курорт и планах на лето эксперты рассказали во время эфира открытия второй части онлайн-выставки «Знай наше: Лето 2026» 15 апреля.

Увеличение продаж началось и без пляжей

Как рассказала коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах, выпадение Анапы в прошлом сезоне привело к тому, что ряд не самых популярных направлений для пляжного отдыха получили часть ее туристов. Видя рост спроса, отельеры подняли цены — и пытаются удержать их на том же уровне в этом году. Однако уже не добирают гостей.

«Обычно к началу июня приходит озарение, начинаются странные спецпредложения или акции. Однако они уже не помогают отелям загрузиться, зато влияют на загрузку их соседей», — рассказала Оксана Булах. По ее словам, в среднем в Краснодарском крае цены выросли на 10-15%.

Она добавила, что в этом году только два направления юга России показывают рост объемов бронирований. Это Крым и Анапа. Эксперт оценила увеличение спроса на Анапу в 30%.

«Понятно, что мы говорим о восстановлении спроса, потому что в прошлом году многие отели не открылись, а те, что работали, попали в топ спроса за счет своей инфраструктуры и были загружены примерно на 60%», — сказала Оксана Булах.

Сейчас, по ее словам, динамика бронирований по Анапе достаточно стабильная, продажи начались с конца прошлого года. Причем в первую очередь туры в Анапу стали покупать те клиенты, которые еще в прошлом году получили опыт отдыха без пляжей, но в комфортных объектах и по более привлекательным ценам. Сейчас они также бронируют объекты с бассейнами и системой «Все включено».

В этом году открываются и те отели, которые в прошлом приняли решение не работать. Они тоже получают своих туристов. «В первую очередь, за счет того, что предлагают приемлемые цены. Кроме того, многие из них попытались добавить что-то из услуг. Сыграла свою роль и позитивная повестка, когда появилась информация, что есть шансы на открытие пляжей», — добавила Оксана Булах.

Ценовой вопрос

Кстати, по данным генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, именно Анапа показывает наименьший прирост цен: всего +3,6% год к году, тогда как в некоторых других курортах он стремиться к 10%. Но в целом, по данным «Дельфина» стоимость выросла не так значительно. Отельеры поняли, что дальнейшее увеличение приводит к оттоку туристов.

Ранее эксперт оценивал рост спроса на Анапу в 40-50%, замечая, что многое будет зависеть от стоимости. Уже есть примеры, когда отельеры теряют туристов из-за ошибочной ценовой политики.

«Вчера я встречался с отельером из Анапы, который тоже попал в ловушку высокой цены: он поднимал, поднимал стоимость, а в это время рядом строились новые хорошие отели. В итоге, имея категорию 4* и без алкоголя, входящего в оплату, гостиница по цене оказывается как 5* с системой «Все включено». Выбор туристов тут очевиден. С такой ценой спрос на его отель может упасть даже ниже, чем в прошлом году, когда пляжи были закрыты», — рассказал Сергей Ромашкин.

Откроются ли пляжи?

При этом открытие моря в Анапе выглядит все более реальным. Некоторые территории уже получили положительное заключение Роспотребнадзора. Но еще необходимы исследования дна водолазами, новые пробы перед пляжным сезоном.

Сегодня министр экономического развития России Максим Решетников на заседании правительственной комиссии по развитию туризма в РФ заявил, что все усилия в рамках работы правкомиссии направлены на то, чтобы пляжи Анапы были открыты до 1 июня, сообщил ТАСС.

Министр, кстати, оценил рост турпотока в Анапу скромнее — в 26%. «Ждем окончательных решений Роспотребнадзора, исходя из которых сможем дальше делать прогнозы на весь турсезон. Здесь нашли решение, и сейчас Краснодарский край активно работает, в том числе досыпает песок на ряд пляжей, после чего они проходят проверку Роспотребнадзора, и по итогам принимается решение об их допуске», — сказал Максим Решетников.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

Россия больше не в топ-5 направлений продаж турагентств

Итоги ежегодного исследования Profi.Travel

Россия больше не в топ-5 направлений продаж турагентств

За год вдвое снизилось количество турагентов, активно продающих отдых в России. Главные причины — курс, делающий внутренний продукт дороже зарубежного, стремление туристов сэкономить и отправиться в поездку самостоятельно, а кроме того, скидки от отельеров, которые стимулируют клиентов туркомпаний бронировать напрямую. Такими итогами ежегодного исследования Profi.Travel поделился гендиректор медиахолдинга Алексей Венгин в эфире открытия второй части выставки «Знай наше: Лето 2026», ориентированной на туроператоров и агентов.

По его словам, этот тренд соответствует общерыночному: во внутреннем туризме фиксируется падение темпов роста спроса. «После того глобального рывка, который мы наблюдали несколько лет подряд, я ожидал торможения еще в 2024 годы, потому что рынок не может расти бесконечно. Но это произошло только в 2026-м», — отметил Алексей Венгин.

Как показал проведенный Profi.Travel опрос, Россия в продажах турагентств в этом году переместилась с 4 места на 7-е. «Основные причины такого снижения мы все знаем: доллар по-прежнему падает, рубль укрепляется, зарубежный продукт стал дешевле, российский — дороже», — пояснил он.

Если в 2024 году 22% турагентств заявляли о том, что доля отдыха в России занимает в их продажах 50% и более, в 2025-м так ответили 37% компаний, то в текущем году только 17% удалось сохранить такие объемы. Таким образом, турфирм, активно продающих внутренний турпродукт, стало в два раза меньше.

А вот тех, у кого на отдых в России приходится всего 10% продаж, с прошлого года стало втрое больше — сейчас так ответили 32% турагентов.

«Мы сделали срез — как видит это турагентский рынок. И на первом месте оказались самостоятельные поездки туристов, их в качестве ключевого фактора назвали 77% турфирм», — рассказал Алексей Венгин.

Он напомнил, что в начале недели такую тенденцию подтверждали в эфире выставки «Знай наше: Лето 2026» говорили и другие эксперты: президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский и директор Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин. Первый спикер отметил снижение количества броней на лето на 4%, а второй — такой же рост, связав его в первую очередь с увеличением спроса на посуточную аренду. Таким образом, глава АТАГ не исключил перетока путешественников из организованного сегмента туризма в самостоятельный.

На втором месте — вечная проблема рынка внутреннего туризма: предоставление отельерами туристам скидок, которые делают бессмысленным поездку через агентство. Такой барьер в работе с отдыхом в России назвали 57% агентов. Почти половина заявила о несоответствии цены и качества, треть — о нестабильном уровне сервиса.

Алексей Венгин рассказал и о том, как турагенты увеличивают свою прибыль.. Большинство, 70%, считают, что этого можно добиться за счет перехода в продажи туров с более высоким чеком. Чуть более половины рассчитывают на увеличение количества туристов за счет роста лидов и продаж в интернете. 47% занимаются поиском партнеров с большей комиссией. И почти столько же, 46%, видят перспективы роста дохода за счет продаж дополнительных услуг: трансферов, экскурсий, страховок и т.д.

Кроме того, треть агентов ищут те направления внутреннего туризма, где путешественники затрудняются организовать поездку сами. Еще 22% планируют заняться поиском таких ниш.

По словам главы Profi.Travel, основной вывод, который могут сделать регионы, туроператоры и отельеры, состоит в том, что для успешного развития туризма им необходимо активно поддерживать такой канал продаж, как турагентства.

«Иначе мы видим, как при малейшем колебании курса турагенты разворачиваются в сторону зарубежных направлений, с которыми им работать проще, а их финансовая мотивация — больше. Между тем, именно клиенты турагентов в полтора раза чаще выбирают отели высокого уровня — 4-5*, а средний чек у них выше, чем у самостоятельных. Например, на турецком направлении они тратят на 39% больше, согласно данным сервиса онлайн-бронирований «Островок». Чтобы не их не терять, необходимо стимулировать на продажи B2B-канал, сосредоточить свои усилия на привлечении агентов, организации рекламников, грамотной их мотивации к сотрудничеству», — заключил Алексей Венгин.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

Статьи по теме