Юрий Барзыкин: цепной реакции не будет, но законодательство требует изменений

Банкротство «перекупщика» Polar Tour ударило по рынку едва ли не сильнее, чем отмена чартеров и последующие события вокруг «Натали Турс». Что привело к ситуации и как изменить законодательство, чтобы минимизировать такие проблемы, мы обсудили с вице-президентом Российского союза туриндустрии.

Сразу несколько банкротств за последний месяц заставили рынок заговорить о цепной реакции и системном кризисе в отрасли. Ситуация с банкротством «перекупщика» Polar Tour ударила по рынку едва ли не сильнее, чем отмена чартеров и последующие события вокруг «Натали Турс». Что привело к данной ситуации и что нужно изменить в законодательстве, чтобы минимизировать такие и проблемы, мы обсудили с вице-президентом Российского союза туриндустрии Юрием Барзыкиным.

— Рынок последний месяц сильно штормит, одно за одним появляются сообщения о прекращении деятельности туроператоров и туристических компаний. Уже о прекращении своей деятельности за последние три недели объявили Polar Tour, «Матрешка-Тур», «Радуга Тревел», «Премиум Тревэл Групп» и, наконец, DSBW-TOURS. Почему именно сейчас, закономерно это или неожиданно для вас?

— Не могу сказать, что случившееся неожиданно. В основном с рынка уходят компании, у которых проблемы копились годами. Это касается и DSBW-TOURS, у них несколько лет были проблемы. Но в этом году приостановивших свою работу фирм не больше, чем в прошлом.

Просто дело в том, что конъюнктура меняется, требования партнёров, особенно за рубежом, становятся жестче. Кроме того, в декабря 2017 года изменился регламент по чартерным перевозкам и требуется, естественно, соответствующее финансовое обеспечение. Поэтому на рынке продолжают работать те, кто активизировался и оптимизировал свои программы заранее. Кто не успел, уходят с рынка или испытывают существенные трудности, как «Натали Турс», например.

Но нужно понимать, что «проблемные» компании сейчас не делают погоду на туррынке, имею ввиду по содержанию, на них приходится менее 1% от общего объема рынка. Резонанс в инфополе большой, но на самом деле это абсолютно не критично.

— Шумиха в СМИ нанесет бОльший урон для турбизнеса, чем уход с рынка ряда компаний?

— Да. Тот механизм, который сейчас действует на рынке, позволяет вернуть средства потребителям, либо предоставить им альтернативу. С репутационными же потерями ситуация сложнее, это негативно может сказаться как на предпринимателях, так и на потребителе.

— Нужно ли как-то дорабатывать туристическое законодательство в свете последних событий? Например, в ситуации с «перекупщиком» Polar Tour ситуация оказалась сложнее, чем с уже обанкротившимися туроператорами.

— Я вчера, 3 июля, говорил в правительстве, что необходимо принимать не только нормативные акты, которые регулируют отрасль, но и обеспечивать их контроль.

И тогда такие серые схемы, которые использовал, например, Polar Tour, просто не работали бы.

Необходимо усиливать контроль. Причем, действительно, случай с Polar Tour принес проблем значительно больше, чем с туроператором «Натали Турс» сейчас, и объемы там оказались существеннее.

У туроператора есть, по меньшей, мере фингарантии и способы возмещения клиенту потерь, а у Polar Tour этого не было. (Многие турагенты, пострадавшие от ухода с рынка «Полара» бронировали его именно как туроператора — прим. редакции). Вот такого рода проблемы должны исключаться. Это не обязательно вносить в закон, достаточно хотя бы урегулировать в нормативном плане.

Сейчас прошли классификация отелей, аттестация экскурсоводов. Но чтобы туры реализовывались, их тоже нужно контролировать. Если какие-то механизмы появляются, нужно обеспечивать их исполнение. И параллельно должны идти процессы, когда сам рынок взаимодействует с партнерами и исключает «паршивых овец», которые мешают всем. Ведь все понимают, кто как работает и к чему это может привести.

— Чего ждать дальше? Ожидаемы новые банкротства туроператоров или посредников между ТО и ТА? Вы в РСТ как-то отслеживаете ситуацию с другими туроператорами?

— «Снежного кома» и цепной реакции здесь ожидать не стоит. Мы наблюдаем не системный кризис. РСТ постоянно в контакте с крупнейшими туроператорами, 4 июля встречались, и они доложили о своих результатах. Речь идет о компаниях, которые держат 80% объема рынка. У них таких проблем нет. Да, периодически возникают разные вопросы к ним, но есть механизмы, позволяющие решить любые проблемы.

Я бы вообще не рекомендовал давать каких-либо прогнозов по туроператорам. Вот «Натали Турс» планировал жить долго, а началась шумиха, и компания теперь борется не только с экономической нестабильностью, но с негативным информационным фоном.

— Да, прогнозы — дело неблагодарное, но все же, каким, на ваш взгляд, может быть развитие ситуации с «Натали Турс»? Мы видим, что все комментируют очень осторожно. Партнеры, в частности по Арабским Эмиратам — одному из ключевых рынков для «Натали» — продолжают сотрудничество. Как вы оцениваете шансы туроператора?

— Я не буду делать прогнозов — не знаю, как сложится ситуация. Могу сказать, что на моей памяти были примеры, когда туроператоры справлялись с подобными проблемами. В любом случае, важно, чтобы потребитель не пострадал — вот это самое основное.

Обсуждайте новости туризма с коллегами!

Присоединяйтесь к самому крупному сообществу турпрофи в Телеграм

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

1 комментарий

Олег
07 июля, 16:27
Забронировали тур у Натали Турс, через Полар Тревел)) Не мы. Мы с этими и не работали..

Туристические трансферы в Турции могут подорожать из-за налогов

Но это повысит прозрачность и надежность рынка, уверен эксперт

Туристические трансферы в Турции могут подорожать из-за налогов

С 1 января 2026 года меняется законодательное и налоговое регулирование туристического транспорта в Турции. Малые компании, ранее работавшие по упрощённой системе налогообложения и владеющие 1–2 транспортными средствами, будут обязаны перейти на общий режим налогообложения. Об этом сообщил в своем блоге Сунай Сертель из турецкой DMC-компании Tulpar Travel.

По его словам, особенно заметны изменения будут в сегментах аэропортовых трансферов, отельных перевозок и индивидуальных и VIP‑маршрутов.

«По предварительным оценкам, ожидается рост цен на индивидуальные трансферы в диапазоне 10–15%, при этом окончательные показатели станут понятны в апреле», — пояснил Сунай Сертель.

По его словам, на УСН, как правило, работали перевозчики с одним транспортным средством, без персонала, без офиса. На бухгалтерские услуги они тратили примерно 100 долларов в год, а их чистая маржинальность достигала 50–60%. Теперь им придется конкурировать с другими компаниями на равных.

У перевозчиков, которые работают на ОСН, к базовой себестоимости перевозок добавляются 20% НДС, заработная плата персонала, подоходный налог и другие издержки. «В результате реальная маржинальность бизнеса в туристических перевозках при общем режиме составляет 20–40%», — сообщил эксперт.

Он отметил, что число частников и, соответственно, машин для трансферов сократится. «Не все готовы работать, платя НДС. Кроме того, многие перевозчики привыкли предлагать свои услуги в дешевом сегменте, находить туристов через соцсети. Но такие клиенты ради 5 долларов готовы перейти к другим поставщикам», — пояснил Profi.Travel Сунай Сертель. На организованных туристах нововведение, скорее всего, не скажется. По мнению эксперта, вряд ли подорожание превысит указанные 10-15%.

При этом Сунай Сертель отметил, что туристические перевозки в Турции станут более организованными, прозрачными и профессиональными. Соответственно, эксперт уверен, что в долгосрочной перспективе от этих изменений выиграют все стороны: пассажиры, партнёры и сами перевозчики.

Только важное. Только для профи.

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

В Таиланде предупредили туристов о дополнительных проверках на границе

Российским туристам необходимо иметь с собой наличные и заполнять TDAC

В Таиланде предупредили туристов о дополнительных проверках на границе

Принимающие компании в Таиланде предупредили туристов о дополнительных проверках на границах. «В пиковый туристический период пограничные службы Таиланда усиливают меры безопасности и могут проводить дополнительные проверки всех въезжающих туристов», — говорится в сообщении, предоставленном ITM group.

Эксперты напомнили, что загранпаспорт должен быть действителен не менее 6 месяцев на дату пересечения границы. Обязательно нужны авиабилеты туда-обратно и подтверждение размещения. «Использование фиктивных, поддельных либо невыкупленных бронирований может повлечь за собой отказ во въезде», — подчеркнули в компании.

На границе могут развернуть (и такие случаи были) без достаточного количества денежных средств: не менее 20 000 тайских батов (или эквивалент не менее 700 долларов США) на одного человека.

Не ранее, чем за три дня до прилета, но заблаговременно нужно заполнить карту прибытия TDAC.

«Просим с пониманием отнестись к возможным дополнительным проверкам. В случае вызова на собеседование с представителями пограничной службы рекомендуем сохранять спокойствие, вести себя вежливо и уверенно», — указали в компании.

Данное напоминание в этом году особенно актуально. Ранее тайские СМИ предупреждали, что власти Таиланда ужесточили проверки на границах и в аэропортах на фоне обострившегося конфликта с Камбоджей. Туроператоры уточняли, что на организованных туристах это не скажется. Но увеличение времени проверок в аэропорту Таиланда возможно, как и более строгое отношение к документам, необходимым для въезда.

При этом, как заявил заместитель главы Туристического управления Таиланда по вопросам маркетинга и коммуникаций Нитхи Сипхрэ, слова которого цитирует ТАСС, ситуация в сфере туризма в Таиланде остается стабильной на фоне приграничного туризма с Камбоджей. По его словам, иностранные туристы продолжают путешествовать в обычном режиме, на основных туристических направлениях на данный момент отмен бронирований не зафиксировано.

Только важное. Только для профи.

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

9 комментариев

viktoria
19 декабря, 14:27
а когда уезжаешь будет ли доп проверка?
Сергей
19 декабря, 13:57
А кто-нибудь заезжал по земле последнее время? Из Лаоса или Малайзии.
Юрии
19 декабря, 15:35
Да. Пиздят все эти туроператоры.
Обычный фейк чтобы организованно ездили).
Евгений
19 декабря, 05:42
4 декабря прилетел в Бангкок, 8 улетел в Вьетнам, 18 го, вчера, вернулся. В аэропорту Дон Муанг или как его там, меня тормознули, заставили заполнить анкету, спросили сколько денег с собой и отпустили на все четыре ... Но было неприятно
Аркадий
18 декабря, 22:06
Нет обратного билета уже отказ, недавно прилетел за свой счёт, и нас таких не мало. Купить на месте не поможет, только обратно той же авиакомпанией и в страну откуда прилетел.
Марина
18 декабря, 19:55
Утапао, никто даже не посмотрел код с чартерного рейса, прилетело более 300 человек
Иван
18 декабря, 10:50
Почему СМИ не пишут, что в аэропорту Емельяново старая таможенница устраивает проблемы при вылете в Тайланд?
Иван
18 декабря, 10:47
Мы с женой только прилетели из Тайланда, всё хорошо, никого не задерживали, всех быстро впустили в страну.
Проблема была при вылете в Красноярске, старая таможенница жене сделала замечание, что она маленького роста, а мне сказала перестать улыбаться и смешного нет ничего, обратно прилетели была молодая девушка в Красноярске, приветствовала и быстро делала свою работу.
Григорий
18 декабря, 06:28
А у меня друга на 40 минут в Бангкоке задержали, допрашивали, билеты обратно..и тд. И вообще много кого на пограничном контроле отводили в допросную комнату. 14 .12 это было
Юрий
18 декабря, 01:59
Привет! Всё прекрасно, не верьте тем кто пишет эту галиматью. Проходил вчера контроль в аэропорту Бангкока, никаких проблем. Всё быстро и качественно. А про тех кого высылают это сказки, интерпретация, то мать с дочкой, то семья, всё это ложь людям голову марочат.
Роман
20 декабря, 10:59
Согласен. Никаких проблем и дополнительных вопросов, QR code никто не смотрит.
Наталья
18 декабря, 14:29
Увы, Юрий. Вот наша история. Мы с мужем прилетели в Бангкок на 56 дней 20 октября 2025гййй в час ночи из Иркутска. При прохождении таможенного контроля нам сказали, чтобы мы возвращались назад и делали визу, так как в этом году уже были в Таиланде. И действительно, мы приезжали на зимовку (как и последние 8 лет) в середине ноября 2024г,
прожили 2 месяца и съездили в середине января 2025г на визоран в Камбоджу, прожили ещё полтора месяца в Паттайе и в начале марта вернулись в Россию. Когда нас отвели в отдельную комнату, то старший офицер пообещал разобраться и помочь. Мы показали обратные билеты, адрес проживания, деньги, дали все объяснения (английским владеем). Но было ощущение, что им это не важно, у них уже, наверное, был приказ. Вообщем, нас депортировали, так и не объяснив причину. Повезло, что в этот день был обратный рейс и были билеты.
Паша
18 декабря, 23:59
Как не верить? Пипец какой-то вот и покупай эти туры...
Маргарита
19 декабря, 05:02
Если летите туром, то никаких проблем нет!
Гость
19 декабря, 20:59
Они не туристы, а т.н. релоканты

Новости по теме