Суд заставил ТА вернуть агентскую комиссию клиенту «Жемчужной реки»

Нужно ли обжаловать решение и станет ли оно прецедентным?

Суд заставил ТА вернуть агентскую комиссию клиенту «Жемчужной реки»

В Казани районный суд рассмотрел иск местной туристки к туроператору «Жемчужная река» и турагентству ООО «АР Континент Тур», продавшему тур в Китай. Суд встал на сторону клиента и взыскал с ТА стоимость агентских услуг, посчитав, что в агентстве должны были предоставить информацию о проблемах ТО. Но, по мнению юристов, ТА в таких случаях необходимо обжаловать решение, так как закон на их стороне.

Как сообщает местное издание «Вечерняя Казань», тур стоимостью 46 тысяч рублей на двоих Айгуль Закирова купила 27 октября прошлого года. Недельный тур был запланирован на 4 — 11 декабря, но через месяц после покупки Закировой пришло письмо от турагентства с новыми датами — 3-9 декабря. «Эти даты нас не устраивали, — цитирует туристку местное издание. — Поэтому я отнесла в турагентство претензию-отказ от тура с требованием вернуть деньги. Мы месяц ждали — деньги не вернули, на наши вопросы в турагентстве отвечали: „Никакой информации нет, мы ничего не знаем“. Тогда мы пошли в суд».

Напомним, что именно в эти даты из-за долгов «Жемчужной реки» туристы массово застряли в Китае.

По словам представителя Закировой в суде, турагент должен был проверить информацию о проблемах туроператора, о которых к тому моменту уже было известно, и вовремя предупредить клиента. В результате ТА привлекли в качестве ответчика с требованием вернуть деньги в размере своего агентского вознаграждения. Представитель турагента в свою очередь заявил в суде, что не обязан проверять туроператора и не должен отвечать за другое юрлицо: «Если туроператор не смог по каким-то причинам выполнить свои обязательства, агентство никоим образом не должно за это отвечать».

В итоге судья согласилась с аргументами клиента и встала на его на сторону, сославшись на закон о защите прав потребителей. Суд постановил взыскать с турагентства ООО «АР Континент Тур» стоимость агентских услуг в размере 7,5 тыс. рублей, неустойку в таком же размере, компенсацию морального вреда 1 тыс. рублей и штраф 8 тыс. Второго ответчика — ООО «Тревел дизайнерс» (владелец «Жемчужной реки»), представителей которого в суде не было, — обязали вернуть 38,4 тыс. рублей за туруслуги, выплатить такую же неустойку плюс компенсацию морального вреда в размере 5 тыс. и штраф в размере 40 тыс.

Добавим, что казанское турагентство намерено обжаловать решение суда.

Что говорят юристы?

«Решение нужно обжаловать, ссылаясь на разъяснения Верховного суда и практику областных судов, которая относит всю сумму убытков на туроператора, — отмечает юрист Александр Байбородин. — При этом хочу подчеркнуть, что утверждения о том, что агент должен якобы как-то проверять „благонадежность“ туроператора — полная чушь».

Напомним, что юристы рекомендуют внести в договор пункт об отсутствии ответственности турагента за выбор туроператора.

«Законодательно не установлено, что ТА несет ответственность за подбор туроператора, поскольку агентство фактически не имеет полномочий по оценке финансового положения туроператора, — говорит Александр Байбородин. — Я рекомендую дополнительно отразить это обстоятельство в договоре, включив в него соответствующий пункт. Таким образом, турист сам делает вывод о надежности того или иного оператора».

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

12 комментариев

Татьяна
21 марта, 00:13
Молодцы! Турагенты у вас ни за что не отвечают: вноси им стоимость тура и ., а там- трава не расти! В моем случае я не просто кинута с моей коллегой на деньги, но и компенсацию такую получили, что предложь мне эти копейки- бросила бы на пол и ушла бы молча А случилось это потому, что ваш уважаемый турагент просто избегал общения и договор выдал тремя месяцами позднее, а без договора руки связаны. Кстати, 1-ая страница договора, которую я получила от исполнительного директора туркомпании была такая "пожмыканная" и порванная по уголкам, что стыдно было куда-либо отправить. Почему не прикроют подобные компании? Когда заработают законы? В чьих карманах засряли наши деньги? И когда научитесь уважать клиентов, а не кидать на деньги? Не стыдно- кинуть да еще и пристыдить за попытку вернуть денежные средства за не состоявшийся не по нашей вине тур.
жуть
20 февраля, 13:50
акие могут быть сверху? ТА Что ясновидящие - что за бред? Пока они сами себя не обьявят банкротами - не о каких домыслах и речи не должно идти, а то так получается ТА их оклеветало и может тоже получить по голове и не малые штрафы получить! Вот это - суд!!!
Мария
16 февраля, 10:43
Если туристов не устроили новые даты, то тур регулируется без фпз, о чем тут говорить, если туристам и ТО и ТА должны были вернуть деньги полностью. Тем более, если туристы намерены судиться.
2101Юрий
15 февраля, 06:44
.....ТА может ссылаться на судебную практику и конечно же отстаивая свою позицию, но судья принимает решения . В РФ не прецедентное право. ТА не может ссылаться на то что у него нет полномочий и возможностей до заключения договора оценить финансовое положение ТО в противном случаи нужно подаваться в дворники и таких в нашей отрасли очень много...)))))
Директор
16 февраля, 11:52
ТА не обязан оценивать финансовое положение ТО. Если ТО присутствует в Реестре туроператоров Ростуризма, то работа через него абсолютна легитимна.
Ольга
14 февраля, 14:25
Ну конечно, конечно... К нам толпой валили туристы с просьбой забронировать тур у ЖР. Мы принципиально не бронировали... Знаю, были агентства, которые у туристов при бронировании брали расписку о том, что до их сведения доведено состояние дел у ТО, и всю ответственность туристы берут на себя. Но при этом ведь многие туристы НАСТАИВАЛИ - им ведь цена казалась очень привлекательной. Жаль ТА, попавшее в такое положение.
Вячеслав
14 февраля, 14:15
Агентство не хочет проверять туроператора? Или не может. А комиссию получать хочет? А за что собственно? За поиск тура и передачу денег? Если продмагазин продает тухлятину, то не должен нести за это ответственность? На производителя ссылаться? Вовсю заговорили, что агентство из посредника должно становится тревел-консультантом. Или саван покупать в недалеком будущем. Нет, до последнего цепляться будем: сервисные услуги разучились оказывать. поставили он-лайн бронирование и вообще можно в потолок плевать, техника все сама сделает. Так что ли? Когда ТО демпингует перед крахом, все кричат: куда Ростуризм смотрит? То есть все умные и прозорливые. А как помочь туристу в выборе надежного туроператора, так "мы не в состоянии". Квалификация и нужна для того, чтобы не заведомый брак втюхачивать и выдавливать людей в самостоятельный туризм, а оказывать сервисно-консультационные услуги. И отвечать за свою неквалифицированность или умышленный рак
123
15 февраля, 11:55
Для проверки существуют специальные госструктуры. Агентство может рекомендовать или не рекомендовать что-либо, но ТА это не Ростуризм и не налоговая, чтобы "проверять" организации.
Ирина
14 февраля, 13:51
Кто и как "слил" "Жемчужную реку" всем давно понятно,06.12.18 О.Сафонов проводит совещание с ЖР, на этом совещании,похоже они бухали,т.к. на слово поверили,что у ЖР все хорошо,даже придумали какого то инвестора с инвестицией в 100 млн. $,а 07.12.18- после закрытия банковского дня- оказался КИРДЫК Жемчужной Реке.Вот и пусть этот горе -судья предъявит претензии к тому,кто на самом деле должен был проверять состоятельность ТО. А вообще,судьи - народ очень ограниченный: телек не смотрят,с интернетом не дружат,газет не читают,только "работают" на благо кого вот только вопрос?
Директор
14 февраля, 13:12
Агентство повело себя очень некрасиво. Невозврат комиссии-это жлобство.
Тем более по туру ТО "Жемчужная река", про которую всем все давно было известно.
Наталья
15 февраля, 04:43
Полностью с Вами согласна! Довели до суда, вдумайтесь, до суда решение этого вопроса! И что, разбогатели? Мы бы даже вопроса такого не ставили- вернули бы комиссию и сохранили репутацию свою. Суды наши- тема отдельная конечно. Но агентство "супер"- недальновидные и непрофессиональные ребята, уже хотя бы потому, что связались с ЖР !
Ольга Клочкова , Вольск, Центр по туризму
14 февраля, 12:42
У меня вопрос следующий : если туроператорам позволительно продавать туры на сумму, превышающую сумму страховки страховых компаний , кто должен нести за это ответственность : государство ? В лице кого ? Где деньги, куда они делись- за 5000 не улетевших на отдых туристов " Жемчужной реки ? Почему никто не поднимает этот вопрос? Где проплаченные деньги, в чьих карманах они осели?
Лариса
14 февраля, 12:57
.....да задаем такой вопрос и видимо в каждом агентстве обсуждается.., а Государству на людей давно .....разве не видно?!! Сняли одного с должности втихую,посадили другую- вот и "навели порядок")))
Анжела
14 февраля, 12:41
Обжаловать нужно в обязательном порядке ! Судья оказался некомпетентным и не знающим законы в сфере туротрасли. 100% какой-нибудь татарин из аула :-)
Много лет назад со мной тоже судились туристы, Верховный суд РТ обязал взыскать с меня агентскую комиссию в пользу туриста. Решение я обжаловать не стала, устала от личных разбирательств и судебных передряг с туристами, суд был уже в третий раз. Но сумму в размере 4 тыс. руб. туристам не выплатила принципиально, после пяти лет приставы каким-то чудом списали долг, и в базе данных эта сумма уже за мной не числилась.
Светлана
17 февраля, 12:04
Как Вы все пять лет после решения суда платили через банк по турам и налоги? Там же инкассовое-как деньги кладешь -по решению суда снять должны в пользу истца?
Елена Че
14 февраля, 12:15
а может государство будет проверять фин положение туроператорв?
Судя по всему для этого и есть росреестр, на который и ссылаются турагенства.
Значит все вопросы государству.
нереально проверить фин обеспечение туроператоров турагенству, тем более туристам.
14 февраля, 11:55
Совершенно согласна с Александром Байбородиным!!!