Новые правила игры: агенты предлагают запретить скидки

Более радикальная идея — ограничение на работу туроператоров с "физиками"

Новые правила игры: агенты предлагают запретить скидки

После истории со скидками от Wildberries на туры Fun&Sun в размере стандартной комиссии турагенты решили разработать правила игры на рынке. По их мнению, даже если сейчас 7% дисконт исчез с маркетплейса, нет гарантии, что он не появится вновь. В специально созданной группе в Telegram пока около 220 участников, но их число растет. «К обсуждению правил уже подключились франчайзинговые турагентства других туроператоров», — рассказал Profi.Travel инициатор проекта. Звучат на рынке и более радикальные предложения. А вот объединения, которое отстаивало бы консолидированную позицию туристической розницы, пока нет.

Правила игры от турагентов

По его словам, турагентства отмечают, что в последние годы многие туроператоры, не только Fun&Sun, предлагали туристам промотарифы и промокоды, организовывали прямые продажи. Но лишь скидки на Wildberries в размере комиссии вызвали волну возмущения и столь масштабный протест рынка.

«Этот протест дал старт консолидации турагентств, пониманию, чего хотят агенты, и формированию «Правил игры в туризме», — рассказал представитель франчайзи Fun&Sun.

Он поделился последней редакцией предлагаемых правил:

  1. Не допускается рекламировать скидки, переманивать клиентов, забронированных турагентствами, и делать им прямые предложения (через рассылки, ваучеры, своих гидов и т.п.).
  2. Поддерживать паритет открытых публичных цен (никаких скидок).
  3. Максимальный размер любых закрытых и скрытых скидок (предоставляемых, например, через кешбэк банков или постоянным клиентам) не должен превышать 3%.

«Эти правила игры (условия работы с турагентами) должны стать едиными для всех участников рынка», — считает он.

Между тем, в группе, созданной для их обсуждения, некоторые участники предложили доработать правила. «Если мы будем просить в таком формате, через месяц получим комиссию 4%, с аргументацией: «Все равно вы все делаете скидки 3%». Я на таких условиях работать не согласна и скидки не делаю», — подчеркнула одна из участниц дискуссии. По ее мнению, нужно запретить все скидки — и открытые, и закрытые, а также кэшбэки.

«Минимальный размер агентского вознаграждения должен составлять не менее 10%, любые скидки, как от ТО , так и от ТА, должны быть исключены», — высказалась еще одна участница обсуждения.

Другой подход: запретить операторам работу с «физиками»

В беседе с Profi.Travel свое мнение высказал вице-президент Альянса туристических агентств, генеральный директор сети ТА «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Оно оказалось даже радикальнее предложенных правил.

«Туроператоры должны работать только с юрлицами, с турагентами. Именно так, например, происходит в Казахстане. Это абсолютно разумная, взвешенная позиция. Нельзя, так сказать, и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. Такие ситуации и споры будут происходить, потому что каждый туроператор мечтает продавать ещё и напрямую. При этом с физиками у них получается плохо — не более 10% продаж», — пояснил эксперт.

Причём, по его словам, цифра не растёт, и 10% достигает самый лучший продавец, у остальных — это максимум 5-6%. «То есть все равно 90-95% продают агенты, и ничего тут меняться не будет. Да и статистика первых дней продаж на Wildberries показала, что очереди за турами не выстроились. И не выстроятся», — добавил Алексан Мкртчян.

По его словам, если запрета на работу туроператоров с физлицами не будет, ничего смертельного не произойдет, учитывая, что процент прямых продаж не растет. Но все же работать над тем, чтобы такое ограничение было введено, следует сообща, считает эксперт.

Появится ли у турагентов свой профсоюз?

На рынке обратили внимание: отраслевые общественные организации если и высказывались по теме конфликта, то скорее на стороне туроператоров и агрегаторов. Во многом это связано со спецификой самих ассоциаций, среди членов которым места агентствам не нашлось. Однако даже те, где есть профильные агентские комитеты, не выступили в защиту интересов туристической розницы. В итоге отстаивать свою позицию турагентам пришлось самостоятельно.

Сами представители туристической розницы высказывают предложение создать профсоюз турагентств. В чате, где разрабатывают «правила», согласились: агентам не хватает того органа, «который выступал бы флагманом за соблюдение интересов ТА». И в первую очередь, пишут участники дискуссии, этот профсоюз должен выкинуть из бизнеса тех турагентов, которые сами раздают «скидочки».

Вполне вероятно, что в результате той шоковой терапии, которую устроил розничному рынку Wildberries, на рынке действительно возникнет новое отраслевое объединение, которое будет отстаивать интересы турагентов в подобных случаях, считают на рынке. Поскольку добиться каких-либо заметных результатов в любом деле можно только с помощью системной работы, стихийная консолидация здесь не поможет.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

5 комментариев

Ирина
23 октября, 11:36
ТО обязали в бронях указывать корректные данные туристов. И что имеем, только бронь поставишь, туристу на почту или тел прилетают прямые предложения от ТО. Это называется свободное предпринимательство?
Ольга
21 октября, 17:19
Давно назрели такие перемены!
Директор
21 октября, 13:15
Опять пустое сотрясание воздуха.
Это бизнес, и он подчиняется законам свободного предпринимательства, которые действуют во всех сферах деятельности. Почему-то никто не протестует, когда автодилеры скидывают цены на автомобили или отели понижают цены на размещение. Скидки - обычный маркетинговый инструмент, применяемый повсеместно.
Туроператоры не обязаны заботиться о благосостоянии турагентств. Их взаимоотношения регулируются Законом о туризме и Договорами между ними. Ни в одном Договоре между ТО и ТА не сказано, что ТО обязано следить, чтобы у всех его агентств была одна и та же цена на идентичный продукт, и обязательства пресекать нарушения.
Размер комиссии определяет производитель продукта-туроператор, и никакой профсоюз не может ему диктовать в этом вопросе. Да, нам не нравится комиссия в 6 или 7 процентов, но повлиять на ее размер мы не можем. Мы можем только не работать с туроператором, другой формы протеста у нас нет. Алексан Мушегович прав, когда пишет , что основная масса продаж идет через ТА. Но с развитием цифровизации эта доля будет неуклонно снижаться. ТО давно бы отказались от услуг ТА, если бы им это было финансово выгодно. Пока у них не получается, но стремление к этому есть, о чем свидетельствуют последние события. Процесс пошел, и его уже не остановить.
Что касается призыва запретить работать ТО напрямую с туристами, то даже, если представить невозможное-принятие такого запрета, то он легко обходиться созданием ТО собственных ТА, через которые и будут идти продажи.
Агент со стажем
21 октября, 18:15
Абсолютно с вашим мнением не согласна. Туроператоры хотят и рыбку съесть и косточкой не подавиться. И сои франчайзи ПОДСТАВЛЯЮТ ТОЖЕ!! В таком случае, пусть туропераотор не заклюючает договора с турагентами ,а работает напрямую с туристами сам , без помощи ТА. НЕ ВОПРОС!!!! А демпинговать, и в том числе , за счет своих франчайзи - это и есть и рыбку съесть и косточкой не подавиться!!! ЭТО наглость и недобросовестная конкуренция!! Бизнес, говорите, не вопрос! Скидки можно , ИНОГДА, применять для лояльности туристов или для плохо продаваемого "продукта", но НЕ ДЕМПИНГОВАТЬ!!! Разницу чувствуете!? И раньше ТО не мог работать с физ лицами напрямую , и был БАЛЛАНС в отрасли и ПОРЯДОК , и в головах туристов ТООЖЕ!! Есть десятилетиями отработанные АДЕКВАТНЫЕ рабочие схемы. И не надо приплетать сюда " цифровизацию и ИИ".... Люди - не роботы!
Директор
22 октября, 11:05
Очень эмоционально , но не по делу.
1. ТА не может указывать ТО, как тому вести бизнес, если действия последнего не противоречат законам РФ.
2. ТО всегда работали с физическими лицами.
3.Обвинять ТО в недобросовестной конкуренции может только ФАС, но не "агент со стажем". Про "наглость" я не комментирую.
4. Поясните, что такое "адекватная схема".
5. Мне кажется , Вы неверно понимаете понятие ДЕМПИНГ. Посмотрите в Интернете. Кстати, низкие цены устанавливал не F/S, а один из его каналов сбыта.
21 октября, 17:42
Есть понятие добросовестной конкуренции и равных условий бизнеса. Помимо бессовестного использования персональных данных туристов для собственной рекламы, ТО так же бессовестно за счет агентств "впаривают" свою рекламы в телефонные разговоры! А самое не справедливое - разные условия аннуляции для ТА и физлиц!
Аноним
20 октября, 21:59
Уже давно назревает этот вопрос, на отдыхе гиды внаглую предлагали моим туристам покупать туры напрямую у них со скидками, но фиг вам, туристы меня выбирают за профессионализм, а не за скидки. Больше этого ТО не бронирую принципиально. Казахстан молодцы. У нас нет организации, защищающей интересы агентств, это странно как минимум
Обоянская Светлана
20 октября, 20:47
Ну во первых объединение на рынке уже есть и оно не зависит от комиссий и объёмов продаж у ТО и это НОТА.
Во вторых менять надо сам закон о туризме.

Роспотребнадзор разъяснил, когда туроператор может менять цену тура

И какие пункты обязательно включать в договор с туристом

Роспотребнадзор разъяснил, когда туроператор может менять цену тура

Курс доллара пошел в рост и снова приближается к отметке в 78 руб. Соответственно, туры за рубеж дорожают. Туристы нервничают, а при «повышении градуса» эмоций обычно растет и доля судебных исков. В том числе и относительно цены турпакета. Среди юристов, как известно, существует два лагеря: одни считают, что стоимость тура в рублях не подлежит изменению вне зависимости от курса, другие полагают, что она может меняться. Роспотребнадзор пояснил, кто из них прав. Позиция ведомства и мнение юристов компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» — в материале Profi.Travel.

Роспотребнадзор разъяснил, что стоимость туристского продукта может быть привязана к иностранной валюте. При этом ведомство указало: если турист внес только часть суммы, итоговая цена может измениться из-за курса валюты лишь в том случае, когда порядок такого перерасчета заранее, четко и однозначно прописан в договоре и доведен до потребителя до момента его подписания. Менять цену по своему усмотрению туроператор не вправе.

Если в договоре нет условия о валютном перерасчете, повышение стоимости незаконно, уточнил Роспотребнадзор.

Кроме того, ведомство подтвердило, что после полной оплаты туристского продукта изменение валютного курса уже не может служить основанием для доплаты.

«В этом письме интересно то, что Роспотребнадзор впервые за долгое время официально подтвердил следующие тезисы:

  • ●  допустимо указывать в договоре с туристом цену и в рублях, и в условных единицах;
  • ●  допустимо предусматривать в договоре с туристом условие о том, что при частичной оплате полная производится по курсу условной единицы на дату оплаты.

Ранее нередко встречались мнения о том, что цена в рублях должна быть фиксированной. И что изменение курса валюты (даже при частичной оплате) — это предпринимательский риск турагента/туроператора. Теперь эти мнения станут неактуальными», — сказал руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.

При этом он подчеркнул, что Роспотребнадзор указывает на два ограничения, без которых условие про «доплату по курсу в у.е.» может не сработать.

Первое ограничение: изменение цены в рублях допустимо только тогда, когда тур оплачен не полностью. На 100% оплаченные туры «пересчету» по общему правилу не подлежат.

«Здесь нужно сделать оговорку. На наш взгляд, несмотря на разъяснения Роспотребнадзора, возможны некие экстраординарные ситуации. Например в случае «взрывного» роста курса до 150-200 рублей за доллар/евро, в силу могут вступить уже общие нормы ГК про возможность изменения/расторжения договора ввиду существенного изменения условий, а также статья 10 отраслевого договора про возможность расторжения договора ввиду непредвиденного роста транспортных тарифов. То есть принцип: «По общему правилу изменять цену в рублях после оплаты нельзя», — не равен принципу: «Исполни договор любой ценой, даже если доллар стал стоить 200 рублей». На наш взгляд, речь в письме идет лишь об обычных условиях работы, не о чрезвычайных обстоятельствах», — разъяснил юрист.

Второе ограничение: порядок изменения цены в рублях в зависимости от курса у.е. должен быть не произвольным, а понятным и заранее известным потребителю.

Однако, как отметил Александр Байбородин, с реализацией этого пункта есть проблемы.

«Например, туроператор может прописать в договоре что-то вроде «1 у.е. = 1 доллару по курсу ЦБ + 2% на дату оплаты». Сложность в том, что не всегда можно заранее понять процент. В случае геополитических потрясений, например, туроператоры могут закладывать риск резкого повышения курса валюты в свой личный курс «на завтра». И этот риск может быть более чем 2%», — отметил юрист.

По его словам, утешает, что Роспотребнадзор запрещает лишь условие в договоре с туристом, которое позволяет «произвольно» изменять курс. То есть прописывание в договорах даже неких самых общих рамок изменения курса уже не будет равнозначно «произвольности», а значит — допустимо.

«Кстати, важно иметь в договоре пункт о том, что возврат средств (полный или частичный) производится в рублях, исходя из суммы, которая была оплачена, она не зависит от курса у.е. и не увеличивается при его росте», — добавил Байбородин.

По его словам, в иных случаях есть риск, что суд может увеличить полагающуюся туристу к возврату сумму, исходя из выросшего курса валюты.

 

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

В Дубае все спокойно: эксперт разъяснил ситуацию со «взрывами» в ОАЭ

Что произошло и стоит ли опасаться туристам?

В Дубае все спокойно: эксперт разъяснил ситуацию со «взрывами» в ОАЭ

Власти Дубая опровергли сообщения о взрывах в центре города. Вечером 16 июля агентство Reuters со ссылкой на очевидцев сообщило о громких звуках в Дубае, которые сочли взрывами, но позже оно скорректировало публикацию. Информационный офис правительства Дубая заявил, что сообщения о взрывах в центре города не соответствуют действительности. 17 июля это подтвердили Profi.Travel сотрудники принимающей компании, которые находились вчера непосредственно в Дубае.

В обновленной публикации агентство Reuters признало, что не могло оперативно подтвердить происхождение звуков. По данным издания, после сообщений очевидцев признаков повреждений или активности экстренных служб зафиксировано не было.

Между тем, отраслевое сообщество волнует, как расценивать эту информацию и какие прогнозы давать туристам. Часть представителей турфирм указывают, что в начале военного конфликта США и Израиля с Ираном в официальных заявлениях ОАЭ было заметно некоторое смягчение масштаба последствий прилета беспилотников на территорию страны.

Поэтому Profi.Travel обратился к экспертам, чьи источники находились вчера вечером непосредственно в Дубае и могли оценить и обстановку, и последующие публикации. «Никаких взрывов не было, это чистый фейк. Об этом говорят и мои коллеги в Дубае, и официальные сайты», — рассказал нашему изданию генеральный директор туроператора «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов со ссылкой на специалистов принимающей компании.

Напомним, 19 июня МИД снял рекомендацию не ездить в ОАЭ, а Минэкономразвития разрешило возобновить продажу туров. После этого туроператоры заявили, что берут блоки мест на рейсах в Дубай из Москвы и регионов. Отели Дубая и других эмиратов, по словам экспертов, предлагают хорошие скидки — до 65%.

Сейчас, после новой эскалации конфликта на Ближнем Востоке, МИД выпустил предупреждение для россиян, однако рекомендаций не посещать страны региона в нем не содержится. Подробный разбор, стоит ли ожидать повторения сценария с ограничением продаж туров в ОАЭ, читайте в материале Profi.Travel.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

Новости по теме