Какие уроки вынесет турбизнес из эпидемии коронавируса?

Интервью с Сергеем Агафоновым, сеть «Магазин Горящих Путевок».

Какие уроки вынесет турбизнес из эпидемии коронавируса?

Про то, каким тяжелым испытанием для турбизнеса стала эпидемия коронавируса, сказано уже много. Гораздо больше всех волнует вопрос, какой будет отрасль после того, как эпидемия закончится.

Убьет ли коронавирус организованный туризм? Стоит ли расценивать то, как туроператоры справляются с эвакуацией туристов и переносами туров, в качестве доказательства надежности всей отрасли? Удалось ли наладить взаимодействие между всеми участниками рынка в чрезвычайных ситуациях? И как изменятся технологии продаж туров, когда все замки с границ будут сняты?

Обо всем этом мы поговорили с генеральным директором сети «Магазин Горящих Путевок» Сергеем Агафоновым.

Сергей, какие настроения на рынке спустя почти два месяца после вспышки коронавируса и всех последовавших ограничений на поездки?

Настроение на рынке сейчас только одно — все ждут, когда это закончится. И если говорить о турагентах, то сейчас основная нагрузка, которая приходится на них — это переброни в связи с закрытием направлений.

Когда объявили об отмене большинства зарубежных рейсов до 20 апреля, в какой-то мере всем стало легче. Это возможность отыграть ситуацию с распространением коронавируса до начала высокого сезона, а потом уже спокойно открывать границы, ехать отдыхать в те страны, где ситуация находится под контролем. В том же Китае уже устойчивая положительная динамика по заболевшим, и вполне вероятно, что именно эту страну откроют первой.

В турагентской среде много говорят о том, что турагенты оказались «зажаты» между туристами и туроператорами, некоторые из которых выставили достаточно жесткие условия по перебронированиям и аннуляциям. Это масштабная проблема?

По большому счету, ничего жесткого тут нет — это нормальные рыночные условия. Просто с поправкой на общее настроение в обществе картина кому-то и правда может показаться не очень приятной. Но надо понимать, что туроператоры тоже не могут вернуть деньги всем сразу. Средства переведены отельерам, перевозчикам — сразу отдать их клиентам просто невозможно. И то, что сейчас предпринимают туроператоры — депонирование средств и перенос даты вылета — это очень правильное решение.

Но складывается ощущение, что туристы такое решение правильным не считают…

Надо отметить, что в такой непростой ситуации туристы тоже проявляют понимание. Конечно, есть среди них те, кто реагирует очень резко, устраивает скандалы в агентствах, грозится судами, чарджбеками… Но если взять ситуацию по рынку в целом, то мы встречаем полное понимание ситуации и с коронавирусом, и с последствиями для туризма. Туристы — как и турагенты, и туроператоры — точно так же хотят, чтобы все это скорее закончилось.

В первые недели после вспышки коронавируса в Китае, а затем в Италии, было ощущение какой-то разрозненности рынка, что туроператоры и турагенты не слышат друг друга, и у каждого какой-то свой интерес. Многие агенты жаловались, что их просто оставили один на один с разъяренными клиентами. Сейчас рынку удалось как-то объединить усилия?

Турагент всегда будет «на переднем крае», потому что именно ему турист платит деньги, по крайней мере, если говорить о классической продаже турпакетов. Конечно, никто из операторов не был готов к такой ситуации, ничего не было известно заранее, в том числе и реакция стран на распространение коронавируса. А реакция была совершенно непредсказуемая — взять ту же Доминикану, которая вчера не закрывается, а сегодня закрывается.

И когда туроператоры брали паузу и не давали никакой информации, то в этот момент шла активная выработка решения. Сейчас понимание этого уже есть.

Что касается взаимодействия на уровне агент-оператор, то здесь коронавирус ничего серьезно не поменял. Поменялся лишь предмет взаимодействия — теперь это закрытие стран и направлений.

Но до этого момента были и открытые письма турагентов, и попытки публичной дискуссии со стороны операторов. Агенты призывали то остановить продажу всех туров, то везти туристов… Было ощущение, что в публичную плоскость выплеснулись все накопленные противоречия. Это как-то помогло наладить отношения между участниками рынка?

Все эти дискуссии — от избытка свободного времени. Те, у кого хватает броней и работы, в таком обычно не участвуют. Потому что даже обработка и перенос броней, которые были в январе — это огромный объем работы. Конечно, можно сотрясать воздух, и всегда найдутся желающие это делать. Но в такой авральной ситуации, как сейчас, нужно находить решения, действовать, потому что обсуждать здесь нечего — как туроператорам, так и турагентам.

Когда выходит запрет на полеты в ту или иную страну, каждый участник рынка должен сделать свою работу. Агент — проинформировать туриста, туроператор — менять полетку и информировать обо всем происходящем партнеров. Сейчас все еще встречаются моменты недопонимания, но в целом процесс отлаживается.

Многие участники уже начинают прогнозировать развитие после завершения эпидемии. Как коронавирус может изменить турагентский рынок?

Безусловно, турагентский рынок заметно очистится. Сильные и опытные агенты выживут, труднее всего будет самостоятельным агентствам, которые недавно, меньше года назад, пришли на рынок и не успели наработать собственную большую базу.

Но тут еще надо иметь в виду, что часто турагентства — это второй или третий бизнес у собственника. И если собственник заинтересован в турбизнесе и у него достаточно ресурсов, агентство какое-то время может работать «в минус», а потом снова начать зарабатывать.

Есть мнение, что после завершения эпидемии онлайн-рынок в туризме будет восстанавливаться быстрее, чем традиционный оффлайн. В частности, потому что людям нужно будет меньше контактировать, а кроме того, потому что за время карантина клиенты усилят свой опыт онлайн-покупок. Вы согласны с таким мнением?

Я не ожидаю такого в турбизнесе по нескольким причинам. Во-первых, препятствия для онлайн-покупок туров не было никогда, и эта аудитория сформировалась за последние годы. Как правило, это менее платежеспособные туристы: средний чек при онлайн-покупке тура примерно в два раза ниже, чем при покупке через агентство. Во-вторых, у клиентов в турбизнесе есть запрос на эксперта, которому можно доверять, как своему стоматологу, например.

Другое дело, что может вырасти доля продаж, совершенных удаленно. Ведь сейчас даже агентства с оффлайн-офисом активно работают с постоянными туристами удаленно: скидывают варианты туров, отправляют электронные варианты договора, принимают оплату через интернет, отправляют ваучеры и документы на поездку. Турист может вообще не приходить в офис, но при этом покупка происходит через турагентство, и доверие к конкретному специалисту по-прежнему высокое. Мы заметили такой тренд еще в 2019 году, и сейчас он однозначно наберет силу.

То есть в результате эпидемии и связанных с ней ограничений доверие к рынку организованного туризма может вырасти?

Когда посыпались запреты на полеты, брони отменяли абсолютно все: и операторы, и авиакомпании, и отели. И в этой ситуации пакетные туристы оказались более защищенными. При форс-мажоре авиакомпания может просто отменить рейс, а отель при этом вам никаких денег не вернет. С турпакетом такого не будет. А когда авиасообщение с той или иной страной закрывалось, туроператоры гарантированно возвращали домой всех своих клиентов, а в случае выселения из закрывающихся отелей им обеспечивали проживанием.

Самостоятельным туристам подчас было гораздо сложнее. Ведь подавляющее большинство граждан, которых пришлось экстренно эвакуировать из-за рубежа, которых буквально на улицу выселяли отели, которые ночевали в аэропортах — это именно самостоятельные туристы. Они в результате и оказались самыми бесправными.

Поэтому я уверен, что доля пакетных туров и организованных туристов после этой ситуации будет расти.

Что еще нужно будет сделать турбизнесу, чтобы укрепить это доверие?

Когда все это закончится, рынок должен будет выполнить все обязательства перед туристами. Тогда эта схема сложится четко: турист оплатил тур — не смог улететь за рубеж из-за форс-мажора — депонировал средства — дождался разрешения ситуации и поехал на отдых. И это все благодаря цепочке турагент — туроператор.

Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.

 

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

4 комментария

Гость, Посмотрите интервью с А. Мурадяном на Тур Доме (Tourbizness_no_stress). Там есть ответ на ваш вопрос
Гость
26 марта, 17:39
От 6 марта? С тех пор прошло много времени...
Мне больше импонирует статья госпожи Ванд. Она тоже, как и Спейс, нишевик. Им будет плохо, может быть они умеют работать с турагентами, да и комиссии больше дают, но не вижу, что умеют работать с туристами.
А по вопросу, чем сердце успокоится - если отдадут деньги, то придется самим прижаться, если не отдадут, то клиенты уйдут навсегда
Валентина
24 марта, 16:58
Ангелина География
24 марта, 14:51
Что за бред?!!!! "Средний чек при онлайн-покупке тура примерно в два раза ниже, чем при покупке через агентство". Такое чувство, что Сергей Агафонов не является ген. директором сети агентств. Странно, такое говорить о своем бизнесе.....
ТАТЬЯНА
25 марта, 14:24
Ангелина, я согласна с тобой. Полный бред.
Валера
24 марта, 15:53
Ваш Ник не «география», а «непонимание».
Коныгина Ольга
24 марта, 12:39
Полностью согласна с Сергеем Юрьевичем! Туристы , которые бронировали через агентство , сейчас с агентом 24 часа в сутки на связи. В данном случае агенты выступают и в роли психолога, юриста и т.д. Самостоятельные туристы не знают куда бежать, от кого требовать возврата денежных средств.
Антон Киселев
24 марта, 14:44
Да, вот только зачастую агент все это делает бесплатно, так как по закону при аннуляции мы обязаны вернуть свою комиссию. Неплохо было бы закрепить законодательно удержание комиссии турагентством в таких ситуациях.
ТАТЬЯНА
25 марта, 14:27
нет, не обязаны. турагентство полностью выполнило перед туристом обязательства по договору, подобрав и забронировав для для него туристский продукт у туроператора и произведя своевременную оплату за него.
Гость
24 марта, 18:07
А туристу деньги за несостоявшийся тур вернут? Или турагенты поработают психологами, а деньги останутся на нужды ТО, а то а вдруг он обанкротится?
Тогда получается, что в этом случае турист платит турагенту - психологу. А туристу это надо?
Ольга
25 марта, 08:38
Вот скажите, вы турист?
Гость
25 марта, 11:33
А вы за другой частный бизнес будете свои деньги вносить, например: ресторан, отель, парикмахерская и прочее, чтобы не обанкротились и работников не уволили?
А то, как прибыль - не трогайте меня, это рынок. Есть и убытки, пусть собственники вкладываются
25 марта, 13:54
лично считаю, что турагент должен получать комиссионное вознаграждение независимо от того состоялся тур или нет! Турагент от имени и по поручению ТО реализует его продукт. Продал тур, отвечающий запросам туриста-получи деньги. Точка. Не состоялся тур ро независящим от ТА причинам -аннулировал . Все остальные претензии к ТО.
Гость
25 марта, 15:58
Логично.заработал - получи. Вопрос - кто оплачивает комиссию? ТО? Получайте с него.
И вообще как-то странно, почему для одних ТО - форс-мажор, а для БГ -нет

За несколько дней до старта сезона у берегов Анапы обнаружили новые пятна

Экологи считают, что их природу еще предстоит проверить, однако волонтеры подтверждают: это мазут

За несколько дней до старта сезона у берегов Анапы обнаружили новые пятна

У побережья Анапы на спутниковых снимках обнаружили темные пятна. Как сообщает «Фонтанка», эксперты выявили пленочные аномалии на значительной акватории — от Витязево до Большого Утриша.

Радиолокационное изображение было получено 24 мая с европейского спутника Sentinel-1. На нем видны темные сглаженные участки на поверхности Черного моря в районе Анапы. Основная зона скопления таких пятен, по данным экологов, зафиксирована к западу и северо-западу от города — напротив Витязево, Джемете и центрального пляжа Анапы. Отдельные вытянутые участки просматриваются южнее, вдоль береговой линии в районах Варваровки, Сукко и Большого Утриша.

Специалисты считают, что делать однозначные выводы о природе пятен только на основании одного снимка некорректно. Так, похожий эффект на радиолокации могут давать не только нефтепродукты, но и биогенные пленки, природные стоки, локальное ослабление ветра или другие процессы, сглаживающие водную гладь.

«Учитывая недавний разлив нефтепродуктов у Анапы, такие аномалии нельзя трактовать без динамики. Нужно сопоставлять радиолокационные и оптические данные с погодой, течениями, судовой активностью и полевыми наблюдениями», — отметили эксперты.

При этом еще 23 мая эколог Жора Каваносян сообщил о выбросах мазута в поселке Волна Темрюкского района. «Выбросы нефтепродуктов в поселке Волна. Мелкая фракция. Много», — написал он. Как уточнял штаб «Добровольцы ССЛ», «много — это 4 километра».

По данным «Кавказского узла», свежий выброс мазута был зафиксирован по кромке прибоя на протяжении всего пляжа на Махлаевском спуске — от камней до глиняного оползня. Волонтеры штаба «Дельфины» сообщали, что море вынесло на берег мелкие, но многочисленные мазутные «плюшки». В уборке участвовали волонтеры, сотрудники «Кубань-СПАСа» и местная жительница. За день, по их словам, удалось собрать 201 мешок песчано-мазутной смеси.

Между тем, всего за день до публикации данных о пленочных пятнах, 25 мая, глава Анапы Светлана Маслова подписала постановление об открытии курортного сезона. Он должен стартовать 1 июня и продлиться до 30 сентября.

Теперь летний отдых на курорте снова может оказаться под угрозой. Ранее туроператоры сообщали о росте бронирований Анапы на фоне официального объявления о начале пляжного сезона. Однако вопрос о том, как туристы отреагируют на информацию о возможных новых выбросах нефтепродуктов у побережья, пока остается открытым.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

А был ли паспорт? Футболист ЦСКА отсудил у «Аэрофлота» 6,8 млн руб.

Юрист прокомментировал необычное судебное разбирательство

А был ли паспорт? Футболист ЦСКА отсудил у «Аэрофлота» 6,8 млн руб.

Кировский районный Петербурга рассмотрел иск игрока футбольного клуба ЦСКА и сборной России Данилы Кругового и его семьи к «Аэрофлоту». Отказ футболисту и его родственникам в посадке на рейс на Мальдивы обойдется перевозчику в 6,8 млн руб. Помимо стоимости билетов, суд взыскал с авиакомпании убытки, неустойки, штрафы и компенсацию морального вреда. Об этом сообщает руководитель Объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева.

Данил Круговой и четыре члена его семьи купили авиабилеты из Москвы в Мале и обратно за 2,9 млн руб. Как следует из материалов дела, в день отправления пассажиры прибыли в Шереметьево за три часа до запланированного вылета и прошли процедуру регистрации и оформления билетов, зону предполетного досмотра. Перед посадкой на борт воздушного судна сотрудники авиакомпании сообщили, что у одного из пассажиров — несовершеннолетней А. отсутствует заграничный паспорт для въезда в Мальдивскую республику. На этом основании футболисту с семьей отказали в посадке.

В итоге, как пишут СМИ, два пассажира улетели, а еще трое остались. Они приобрели новые билеты на следующий день за 2,258 млн руб.

В иске Данила Круговой и его родственники настаивали на том, что при прохождении процедуры регистрации пассажиров и оформления посадочных талонов каких-либо нарушений выявлено не было. При этом билеты были куплены по тарифу «Бизнес базовый», который предполагает возможность обмена до окончания регистрации на рейс. То есть, если бы при регистрации пассажиров, которая состоялась за 2,5-3 часа до вылета, представитель авиакомпании надлежащим образом проверил наличие необходимых документов, билеты можно было бы поменять.

Суд встал на сторону истцов. Однако решение вызвало вопросы у юристов. «Трудно предположить, что в Шереметьево ребенка без паспорта зарегистрировали на рейс, пропустили через паспортный контроль, а отсутствие документа обнаружилось только при посадке», — прокомментировал Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.

Юрист предположил: возможно, документ потеряли непосредственно в аэропорту или же забыли, куда положили, и не смогли обнаружить вовремя, иначе бы ребенок не прошел паспортный контроль. «То есть, возможно, они зарегистрировались, прошли паспортный контроль, ждали свой рейс, затем отправились на посадку, но тут документ уже потерялся. Соответственно, их не пустили в самолет, — высказал версию эксперт. — Потом паспорт нашелся, туристы купили новые билеты и улетели».

Второй вариант — что-то не так было с загранпаспортом. «Маловероятно, что он вообще отсутствовал, учитывая, что это международный перелет. Например, на регистрации не обратили внимание на какие-то недостатки этого загранпаспорта, а на посадке — заметили», — предположил эксперт. Ранее СМИ со ссылкой на РСТ сообщали, что если в загранпаспорте обнаружена ошибка, которую допустили сотрудники МВД, по регламенту на исправление дается 10 дней, но нередко документ могут заменить быстрее: за сутки или даже за несколько часов. Но все же на замену паспорта советуют закладывать больше времени.

Еще одна версия, которую обсуждали в комментариях к новостям об этом судебном процессе: ребенок мог быть вписан в паспорт одного из родителей. Теоретически, в таком случае, пассажиры могли и зарегистрироваться на рейс, и пройти паспортный контроль, а уже на посадке сотрудник авиакомпании обратил внимание на отсутствие отдельного документа. Для посещения Мальдив, информация об этом есть на сайте «Аэрофлота», дети должны иметь собственные заграничные паспорта. Несмотря на то, что официальный срок изготовления загранпаспорта — до месяца или до трех в зависимости от места регистрации и подачи документов, есть компании, которые предлагают оформить документ за полдня.

«Мотивированное решение суда пока не выложено, так что информации о том, что произошло на самом деле, нет», — подчеркнул Георгий Мохов.

По телефону Данилы Кругового, указанного для связи по вопросам сотрудничества, сказали, что информацию о судебном деле с «Аэрофлотом» спортсмен не комментирует.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

Статьи по теме