«Ручная работа»: может ли агент законно собрать тур без ТО?

Можно ли забронировать клиенту проживание и перевозку без участия ТО, в каких случаях такое действие будет правомерным и на какие нюансы стоит обратить внимание — рассказывает юрист.

Можно ли забронировать клиенту проживание и перевозку без участия ТО, в каких случаях такое действие будет правомерным и на какие нюансы стоит обратить внимание — ответы на эти вопросы дал юрист Эдуард Шалоносов.

Эдуард Шалоносов, юрист-эксперт в сфере туризма

Кто имеет право формировать турпродукт?

Турагентская и туроператорская деятельность, разница по закону: 

Согласно cт. 1 Закона № 132-ФЗ, деятельность по формированию туристского продукта относится исключительно к туроператорской. В то же время реализовывать и продвигать турпродукт может как ТО, так и ТА.

Считается ли отдельная продажа проживания и перевозки продажей турпродуктом?

Туристский продукт и заключение отдельных договоров на оказание услуг по перевозке и размещению

Опираясь на положение к заключению двух договоров, можно с уверенностью сказать, что закон обязал действовать по такому алгоритму исключительно туроператора. «За скобками» мы понимаем, что это может относится и к турагентству, однако напрямую в законе об этом не сказано. Это можно отнести как к недоработке закона, так и к тому, что его создатели надеются на профессиональный подход турагентства, рассчитывая, что он и сам догадается о чем идет речь.

Значит ли это, что турагент без участия туроператора может заключить два отдельных договора с туристом?

Да, у турагентства есть возможность предоставить туристу-потребителю бронирование разных услуг у разных поставщиков без участия туроператора. Более того, такой формат никогда и никем не запрещался.

И все-таки, насколько такой вариант ведения работы законен?

Такой вариант полностью законен. Если бы законодатель прописал, что турагентская деятельность попадает под лицензионную деятельность и никакую другую деятельность турфирма осуществлять не может, тогда бы с момента введения лицензии запрет начал действовать. В этом случае ограничения касались бы любой деятельности, кроме той, которая указана в лицензии. Но на данный момент фактически такого запрета нет.

При детальном анализе 1–2 абзаце ст. 9 Закона № 132-ФЗ, мы можем заметить, что там четко указано, что туроператор обеспечивает туристу оказание всех услуг на протяжении всего путешествия. Однако на практике логика законодателя разваливается. Примером тому служит частый случай, когда туроператор сообщает о невозможности продать билеты или проживание в отеле, и турагент приобретает услугу у другого туроператора или самостоятельно на стороннем ресурсе (ОТА). Так, у турагентства появляется возможность бронировать для туристов услуги у разных поставщиков без привлечения туроператора.

На какие нюансы турагенту нужно обратить внимание, чтобы спокойно работать по такой схеме?

Для того, чтобы спокойно осуществлять оказание услуг туристу, турагентству необходимо предоставлять клиенту проживание и перевозку от разных компаний. Оказание услуг от разных компаний лучше осуществлять в программе партнерских отношений, где первая фирма продает билеты (билетная касса), а вторая — реализует услуги по проживанию.

Тем не менее, я рекомендую турагентам не злоупотреблять оказанием таких услуг туристу, то есть не осуществлять такие сделки на постоянной основе.

Почему не стоит осуществлять такие сделки на постоянной основе?

Когда кто-то узнает, что агентство осуществляет такую деятельность, это может привести к проблемам — на сайтах начнут появляться негативные отзывы, в адрес агентства от коллег могут посыпаться обвинения, другие компании попытаются очернить и закрыть эту турфирму. Соответственно, рейтинг компании упадет. Именно из-за репутационных рисков я советую не злоупотреблять таким видом деятельности — никаких законных требований им предъявить не смогут.

Какое наказание ждет турагента, в случае, если проживание и перевозку реализует одно юрлицо?

Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, влечет за собой:
1) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
2) наложение административного штрафа на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.

Такая информация указана в КоАП РФ абзац 1 ст. 14.51. «Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности».

Кто может проверить агентство, реализующее проживание и перевозку через одно юрлицо?

Здесь начинается противоречие. Несмотря на то, что продажа двух разных услуг одним юрлицом попадает под формирование турпродукта, — не существует государственного органа, у которого есть возможность проверить турфирму и, соответственно, наказать её за это.

У Роспотребнадзора нет таких полномочий: он вправе уведомлять туроператоров или турагентов о тех или иных происшествиях. Прокуратура может проверить агентство только в рамках заявления или жалобы, однако на практике до этого не доходит. При этом контрольную закупку в агентстве ни прокуратура, ни Роспотребнадзор осуществить не могут — право на это имеют только оперативные службы, например, ФСБ, МЧС или УБЭП. Могу сказать, опираясь на мою практику, что в отношении турагентств такие меры никто проводить не будет.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

13 комментариев

Миша
18 апреля, 16:50
Здравствуйте если у меня турагентство в России и туроператор в Израиль я могу продавать мои услуги по всему миру через турагентство?
Татьяна
12 марта, 21:35
Почему все рассуждают об авиаперевозке?
А если турист просит забронировать гостиницу, например в Санкт-Петербурге, и приобрести для него ж\д билеты из регионального города в Санкт-Петербург (т.к. сам очень занят на работе и у него нет времени этим заниматься). Такого турпродукта у туроператоров нет. И что, отказать ему? Пусть идет и сам как может и где может бронирует?
Марина
03 марта, 20:19
Второе юр.лицо должно быть не на вас, что не понятно то? Отличная статья, идите работать...
Чикалдон
03 марта, 10:11
"У Роспотребнадзора нет таких полномочий: он вправе уведомлять туроператоров или турагентов о тех или иных происшествиях. Прокуратура может проверить агентство только в рамках заявления или жалобы, однако на практике до этого не доходит. При этом контрольную закупку в агентстве ни прокуратура, ни Роспотребнадзор осуществить не могут — право на это имеют только оперативные службы, например, ФСБ, МЧС или УБЭП. Могу сказать, опираясь на мою практику, что в отношении турагентств такие меры никто проводить не будет." - афтар забыл кое что, открываем постановление от 25 января 2013 г. № 43 и смотрим кто еще может уколоть сильно, как раз по статьям Коап упомянутым в этом опусе.


В целом по поводу раздельного оформления на два юрлица, схема очень рисковая и дурная.

1. Такое можно продавать только в доску своим туристам, у которых глаза не выкатятся при виде двух договоров.

2. Невозможность работы с ТА - ТА столько шишек набили на этом, все проверяют полностью

3. Турист заболел или просто хочет отказаться от тура - чо делать? Как возврат делать? Попандос

4. Туристу что-то не понравилось, отель не оправдал ожиданий, вылет задержался и т.д. - турист написал претензию, что отвечать? если он намерен в РПН писать

5. Турист попал в больничку за границей, в страховую сообщил что находится на отдыхе по линии туроператора "ВАША КОМПАНИЯ" - юристы страховой с вероятностью 99% напишут об этом в Ростуризм или Минкульт.

6. Виза - вообще массово гемор делать их без аккредитации, которая без ЕФРТ консульствами не дается.

7. Если органы захотят показательно кого-то вздрючить то в законе есть масса дургих зацепок зацепок в законе, за уши можно притянуть спокойно туроператорскую деятельность со всеми вытекающими. что вазелина не напасется. Самое главное, что своей правовой природе такая сделка является турпродуктом - и суды будут в первую очередь исходить из этого (когда Вы побежите обжаловать штраф на 10 лямов)
Елена
03 марта, 17:10
Чикалдон, замечательный ответ автору статьи!! особенно пункт 7. у ТА не будет шансов признать незаконным наложение штрафа за незаконную туроператорскую деятельность в размере 10 млн. руб.
отрис
03 марта, 04:09
Да, спорная статья.
02 марта, 17:48
Разумеется, есть схемы с реализацией отдельных услуг от разных юрлиц, или, скажем, с реализацеий услуг по размещению.
Но нужно 10 раз подумать, подстелить соломку во всех местах и быть предельно аккуратным.
И работать по этим схемам только в случае, если нет средств или сил становиться туроператором.
А говорить "друзья, можно смело самим "собирать тур" без реестра ТО и за это Вам точно не будет" - категорически не правильно.
Мое мнение.
02 марта, 17:42
Может ли агент законно собрать тур без ТО?
Ответ - нет не может.
Дай Бог, чтобы начитавшиеся такого материала агенты не ощутили это на себе.

Здесь бы везде написать - ребята, подумайте три раза, прежде чем самим "тур собирать", штраф 10 млн., имейте в виду, это РИСК черт побери.
А если жалоба недовольного клиента в проверяющие органы?
Которые уже вообще-то наготове и полномочиями наделены?

Но нет, в картине автора все по-другому.
Можно турагенту самому тур собрать (!!!) - закон же не запрещает.
А можно от разных компаний продать - проверяющие же дураки.
Да и вообще этих органов проверяющих получается что и нет. А Минкульт (с их вполне реальными полномочиями) - это так, ребятня, это не опасно.

В конце не хватает только фразы "Стопудово прокатит, Славик, сто раз так делал".
Александр
07 марта, 15:43
Мы, мы :)
Марина
03 марта, 20:22
Что-то Вы А.Б. на А.Б. не похожи - просто желтый квадрат. Может это и не Вы?
02 марта, 15:56
Да что же такого хорошего в этой статье? Вы можете работать, но вы не можете работать, откройте 20 фирм, по каждой на разные услуги и.т.п. Вопросы не снимаются, а турагенты и их семьи тоже хотят кушать. Если клиент просит отель, которого нет у Туроператора и авиабилет, с которого ТО не хочет давать комиссию, то турагент такие услуги все равно окажет, даже если это несет на себе риск. А иначе зачем заниматься этим?
Так приведите законодательство в соответствие с логикой и тогда все будут работать в правовом поле и никому не придется дрожать за свои неправомерные действия!!!
Александр
02 марта, 15:21
Давайте смотреть правде в глаза. Каков шанс ТА выиграть следующий процесс и оказаться правым если:
Клиент приходит и просит ему собрать индивидуальный тур. Едет отдыхать и в поездке начинает морозить мозг агенту, а по приезду идет и пишет заявление с требование вернуть деньги за услуги которые агент не имел право оказывать. Ссылаясь на то что его ввели в заблуждение по незнанию и затем обращается в суд с требованием наказать ТА за дезинформацию введение в заблуждение осуществление деятельности которой они по закону не имею право заниматься и вернуть средства за недобросовестно оказанные услуги.
Как по вашему на чью сторону встанет суд и каков будет вердикт и санкции для ТА?
02 марта, 17:49
Да не это даже страшно.
Страшно если по жалобе туриста агента "нагнут" на 10 млн.
Тогда возврат стоимости тура детским лепетом покажется :(
Марина
02 марта, 15:06
Да зачем перевозку продавать, если маржа ноль? отель продать и все. Подсказать клиенту, где купить авиабилеты. Больше заработаете, чем с некоторыми ненормальными ТО. Почему клиенты смотрят в сторону самобронирования? Потому что старые крупные ТО не могут дать качества обслуживания. Посмотрела тут карибы пакетники - ТО лишбы цены снизить таким шлаком разбавили свои туры - какие-то апартаменты тухлые с нулевыми отзывами, недоотели какие-то и такого полно. Лишь бы бабло наварить, плевать им на ТА и клиентов.
Елена
03 марта, 17:14
Марина, а с другой стороны зачем туристу покупать авиабилеты у ТО и ТА, если нужен регулярный рейс, так проще на сайте авиакомпании купить. Люфтганза в частности. Авиакомпании тоже избавляются от посредников, зачем они в век интернета, когда у каждой авиакомпании можно на сайте билет купить.
Марина
02 марта, 15:09
Уважаемые сотрудники портала, сделайте возможным редактировать свои посты, т.к. иногда в спешке "проскакивают" грамматические ошибки
Марина
02 марта, 15:07
profi.travel отличный портал, где можно оставить комментарий без регистраций и прочих фильтров. Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
02 марта, 14:59
Вопрос . Почему же тогда эти услуги ( продажа авиабилетов, отелей) возможна в офисах Евросеть и Связной да же без оформления договоров .? Просто чек и все.
Юлия
02 марта, 17:24
Елена, получая кассовый чек (или приходник с подписью, номером, датой и печатью организации) Вы уже начали договорные отношения. И продавший Вам услугу или товар - уже несет ответственность за некачественную вещь. Знаю по опыту, когда подавала иск на продавца мебели. на основании корешка приходника возместила все убытки по суду.
02 марта, 16:23
Вот это вот отличный вопрос!
Тимур
02 марта, 13:52
Классный текст. Спасибо авторам
Денис Поляков
04 марта, 19:01
Согласен, Елен, автор очень "окрыленный"!
Елена
03 марта, 17:17
профи-тревел "погорячились" с выбором автора для статьи...
Остап Бендер
02 марта, 13:05
Хорошая статья

«Турпомощь»: Банкротств туроператоров можно не бояться

Компании запросили из ФПО почти миллиард рублей

«Турпомощь»: Банкротств туроператоров можно не бояться

Туроператоры после 13 марта направили заявки на использование средств фондов персональной ответственности (ФПО) для возврата денег туристам на сумму около 1 млрд руб. Об этом сообщил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Эксперт подчеркнул, что «банкротств можно не бояться». По его словам, меры, принятые правительством и регуляторами совместно с бизнесом, позволяют удерживать рынок в стабильном состоянии. Об этом сообщает «Интерфакс».

Эксперт рассказал, что на текущий момент в ассоциацию поступило более десяти заявлений, сбор обращений от туроператоров продолжается. При этом общий объем запрашиваемых средств пока оценивается чуть менее чем в 1 млрд руб.

Осауленко отметил, что воспользоваться средствами фондов планируют не все компании. По оценке «Турпомощи», за поддержкой могут обратиться около 30% туроператоров.

При этом значительная часть туристов в итоге отказывается от возврата денег в пользу переноса или замены поездки. По словам Осауленко, такой сценарий уже наблюдался в период пандемии.

«Из первоначальных заявок лишь около 15–17% доходят до реальных выплат, так как многие туристы предпочитают сохранить поездку и договориться с туроператором о переносе», — пояснил он.

В ассоциации также отметили, что совокупный объем фондов персональной ответственности превышает 6 млрд руб., что позволяет обеспечивать выполнение обязательств перед туристами.

Напомним, правительство России подписало распоряжение, согласно которому туроператоры смогут использовать средства фонда персональной ответственности для возврата денег туристам за отменённые поездки в страны Ближнего Востока. Кроме того, для туроператоров выездного туризма перенесен срок уплаты взносов в фонд персональной ответственности за первый квартал 2026 года с 15 апреля на 15 июня.

По мнению ряда туроператоров, использование средств ФПО будет иметь смысл, если регулятор даст компаниям длительную отсрочку. Например, если пополнять фонды в этом году нужно будет в соответствии с прошлогодним остатком, а текущие два периода — в 2027-м. Генеральный директор туроператора Anex Эльдар Мусаоглу отмечал, что эта мера — хорошее решение. Сейчас компании сами осуществляют возвраты, но несут колоссальные потери. По словам эксперта, точные условия неизвестны, но если они будут интересными для туроператоров, то Anex готов рассмотреть этот вариант и, возможно, воспользоваться предложением.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

1 комментарий

Ольга
19 марта, 16:11
Как раз Анекс и предлагает аннуляциию с ФПР.. Больше ни о чём не хочет договариваться с туристами!..- а в итоге туристы - теряют дни отдыха..

Конкуренция или кооперация: как уживаются на рынке туроператоры и агрегаторы

Компании перенимают друг у друга инструменты и принципы общения с клиентами

Конкуренция или кооперация: как уживаются на рынке туроператоры и агрегаторы

«На троечку» — так оценил степень поддержки туристов агрегаторами генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Представители экосистем поспорили — рассказали, как помогают своим клиентам. Дискуссия на круглом столе «Туроператоры и агрегаторы: враги или партнеры», который состоялся на MITT, была довольно жаркой, но до ринга дело не дошло. Эксперты сошлись во мнении, что они движутся к единому знаменателю, перенимая инвентапь друг друга. Конкуренция высокая, однако и туроператоры пользуются базами агрегаторов, и те выставляют на своих сайтах турпакеты. В английском языке есть термин сoopetition — сочетание конкуренции и кооперации. О том, как это работает на российском рынке, написали в материале Profi.Travel.

Где-то убыло, где-то прибыло?

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и директор АТАГ Александр Брагин рассказали, что начали делать совместные рейтинги, анализируя спрос. Отметили интересную картину: несколько раз, когда у туроператоров снижался спрос на каких-то направлениях, на точно такую же долю он рос у агрегаторов.

Сегодня, например, это можно видеть в сегменте внутреннего туризма. Туроператоры и агенты отмечают существенное снижение спроса, а агрегаторы говорят о росте. Так, в этом году в компании «Яндекс. Путешествия» заявили о значительном увеличении объемов продаж на российском направлении. «Доля внутреннего туризма была в районе 70%, а стала — 80%. Количество бронирований выросло практически в два раза», — отметил Александр Зверев, директор по развитию «Яндекс Вертикали» (бренд «Яндекс. Путешествия»)..

Как пояснил Александр Брагин, позиции туроператоров с точки зрения выездного туризма крепче, масштабнее, чем у агрегаторов, но они тоже наращивают потенциал. «И по Китаю, и по Таиланду, и по Турции. Поэтому, в том числе, мы и видим рост. На этих направлениях у агрегаторов есть хороший инвентарь, а на других локациях его пока нет, но со временем со временем — придет», — пояснил эксперт.

Что касается внутреннего сегмента, то там есть тренд на смещение от организованного туризма к самостоятельному, подчеркнул он.

Разный инвентарь

Майя Ломидзе предложила сравнить инвентарь — отели, сервис на местах. То, чем торгуют все площадки: компании, входящие в экосистемы, независимые агрегаторы, туроператоры, развивающие технологическую часть, которые могут претендовать на роль агрегатора в сегменте B2B, классические туроператоры. Могут ли эти участники рынка помочь друг другу дополнить этот инвентарь и обогатить таким образом и себя, и партнёра?

Участники дискуссии отметили: в целом они прекрасно сосуществуют на рынке. И на сайтах агрегаторов представлены предложения туроператоров, и последние сотрудничают с агрегаторами, используя их базу средств размещения.

Бизнес-лидер сегмента по работе с путешественниками («Т-Путешествия», экосистема Т-Банк) Илья Артеменко рассказал об одном эксперименте. «В прошлом году с известным оператором мы пытались провести сравнение, понять, куда же ездят их и наши клиенты. Пробили продажи и выяснили, что у нас практически нет пересечений, — рассказал он. — Условную Турцию мы разделили на курортные направления, которые закрыты пакетными предложениями, и Стамбул, куда преимущественно едут самостоятельные путешественники. По России мы можем где-то пересекаться, здесь выбор за клиентом».

По его словам, участники рынка так или иначе используют инвентарь друг друга. Агрегаторы — предложения отелей, экскурсий, пакетных туров. Туроператоры — также могут брать отели, билеты у агрегаторов. Кроме того, например, у крупной экосистемы банка есть дополнительные возможности: роуминг, страховки, кредиты, средства для оплаты.

Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин отметил, что во внутреннем туризме инвентарь зачастую разный. «Больше половины туристов бронируют только услугу проживания. В этом смысле мы мало чем отличаемся. Но у нас разное количество отелей. У агрегаторов могут быть десятки, сотни, может быть, и миллионы юнитов для бронирования. Мы такую цель не ставим. У нас ограниченный набор отелей, но это те гостиницы, которые популярны, хорошо продаются. Для нас все-таки время собирать деньги, а не заниматься расширением ассортимента», — подчеркнул эксперт.

При этом, по его словам, инвентарь туроператоров разнообразнее в другом плане: это медицинский туризм, экскурсионные, активные туры, круизы. По словам Сергея Ромашкина, последние вообще довольно трудно оцифровать, так как, например, каждая каюта — это, можно сказать, отдельное средство размещения. Даже на первый взгляд абсолютно одинаковые каюты, расположенные на носу и на корме, имеют отличия.

При этом он подчеркнул, что туроператоры и агрегаторы изучают друг друга. «Мы с удовольствием смотрим, например, на «Яндексе» кабинеты наших партнеров — отелей, гостевых домов. Агрегаторы тоже к нам присматриваются, будут расширять ассортимент, например, включать активные туры: восхождение на Эльбрус или на Ключевскую сопку, — сказал эксперт. — Поэтому в каком-то недалеком будущем все мы будем располагать одним и тем же инвентарем. А вот чем мы существенно отличаемся, так это уровнем поддержки».

Поддержка туриста — «на троечку»?

«У нас, и у наших туристов есть ограниченный опыт работы с агрегаторами. Все-таки скорость реагирования у них, ну, скажем так, на троечку. У нас есть офисы на местах. Если брать Краснодарский край, то мы в течение часа-полутора можем оказаться рядом с туристом, если у него серьезная проблема, требующая быстрого решения», — пояснил эксперт.

Агрегаторы с этим поспорили. «У нас 400 человек занимается только поддержкой путешествий и к этому ещё — искусственный интеллект. И, может быть, мы пока отчасти недовольны своей поддержкой. Мы слишком много денег тратим, например, на то, чтобы предоставить клиентам новый в номер в гостинице в каком-либо европейском государстве, забронировать новый отель и день в день переселить туриста, который приехал, например, во Францию с тещей, детьми и четырьмя чемоданами, — рассказал Александр Зверев. — Это достаточно сложная история».

По его словам, реагировать на звонок, вопрос клиента нужно в течение минуты. Но, бывают ситуации, когда какое-то средство размещения, например, в 8 вечера выключает телефоны, а турист приехал в полночь.

Говоря о конфликте на Ближнем Востоке, агрегаторы отметили, что помогают своим клиентам.

«Мы занимаемся вывозом. Либо на регулярных рейсах, либо ещё как-то. При необходимости даём мобильную связь, если у туриста её нет, продлеваем медицинские полисы, — рассказал Илья Артеменко. — Мы чётко понимаем, кто ещё завис, а кого уже вывезли. Решение задачи в течение нескольких минут или часа — это абсолютная норма».

И в ответ агрегаторы рассказали недавнюю историю, когда в пакетном туре возникла проблема: перенос рейса, участники начали перекладывать ответственность друг на друга. Агент — на туроператора, тот — на авиакомпанию. Такую поддержку в итоге тоже оценили на «троечку».

Каждый найдет свою нишу

В любом случае, эксперты отмечают, что и в плане инвентаря, и поддержки обе системы — и туроператорская, и агрегаторская — движутся навстречу друг другу.

«Существует термин сoopetition: сочетание конкуренции и кооперации. Конкуренция есть и останется, это нормально. И для каждого направления найдется свой потребитель. Кооперация здесь в том числе и для того, чтобы у потребителя был выбор. Мы видим тенденцию к смене потребительских предпочтений. Молодое поколение все больше идет в самостоятельность. Куда пойдет следующее за ним поколение, которое самостоятельно уже не очень хочет разбираться, а хочет делегировать эту функцию в том числе и искусственному интеллекту, — вопрос, — сказал Александр Брагин. — Но мы видим, что и операторы становятся немного агрегаторами, и агрегаторы прекрасно продают пакеты. У большинства крупных таких компаний есть отдельный раздел «Туры», но, конечно, никакой турпродукт они не формируют».

Генеральный директор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов, в свою очередь, обратил внимание на разные системы дистрибьюции.

«Это тоже тот фактор, который позволяет агрегаторам и туроператорам сосуществовать на рынке. С одной стороны, увеличение расходов на маркетинг, привлечение путешественников, которые могут самостоятельно забронировать себе поездку. Им большой консультации не нужно, вполне достаточно той информации, которая выставлена на площадках, на витринах агрегаторов. С другой — традиционная система дистрибьюции. Связка туроператора, турагента и туриста требует подробной консультации и более высокой экспертизы, прежде всего, от агентов, — пояснил эксперт. — И вот здесь идёт гонка с обеих сторон. Агрегаторы стремятся выстроить систему поддержки, консультаций, увеличить информативность на своих витринах так, чтобы клиент получал максимум сведений онлайн, задействуют различные системы подсказок, искусственный интеллект. Цель — приблизиться по своей экспертизе, по своей поддержке к агентствам. Но и агенты стремятся увеличить скорость подтверждения, владеть различными методиками быстрого реагирования».

По мнению экспертов, скорее всего, через несколько лет инвентарь на 80-90% у всех будет один и тот же. Но разница в 10-20% все равно останется. А это означает, что на рынке продолжат сосуществовать разные форматы. Например, наличие Wildberries не мешает дорогим бутикам, они продолжают развиваться вне зависимости от маркетплейсов. Вряд ли какой-либо модный дом захочет, чтобы его одежда распространялась через такие площадки. «Так же и на туристическом рынке — может быть, возникнет искусственное ограничение по инвентарю, когда те или иные системы дистрибьюции будут специализироваться на продаже определенного продукта. И, скорее всего, в этом случае действительно каждый найдет свою нишу», — предположили эксперты.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Новости по теме