Разрушители легенд: может ли агент всё-таки собрать тур без ТО?

Почему турагент, продающий перевозку и размещение в отеле через два разных юрлица, не может чувствовать себя спокойно — рассказал юрист Александр Байбородин.

Почему турагенту опасно продавать перевозку и проживание через два разных юрлица и кто может его за это наказать — юрист Александр Байбородин представил Profi.Travel свой взгляд на проблему.

Вышедший на прошлой неделе материал, посвященный вопросу бронирования клиента без участия туроператора, вызвал бурное обсуждение среди участников туррынка как на портале Profi.Travel, так и в соцсетях. Действительно ли турагент может бронировать клиенту перевозку и размещение в отеле через два юридических лица? Правда ли, что наказание за такую деятельность, прописанное в законе, не может быть реализовано на практике? С представленным мнением специалиста согласились далеко не все.

«С удивлением прочитал этот материал. Считаю, что в нескольких вопросах в статье представлен излишне оптимистичный, даже несколько „беззаботный“ взгляд на проблему. Более того, на мой взгляд, не все тезисы в тексте соответствуют действительности» — считает руководитель юридической компании Александр Байбородин.

Profi.Travel узнал у эксперта, какие нюансы, обозначенные другим юристом, он считает как минимум спорными, и что рекомендует турагентам, чтобы те не попали под статью.

Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина:

Миф № 1 — Органа, который оштрафует за незаконную туроператорскую деятельность, еще не существует.

В материале говорится, что сейчас в отрасли нет органа, уполномоченного на проверки соблюдения туристического законодательства, однако это не так. Чтобы понять это, достаточно обратиться к содержанию двух документов.

Первый — это постановление Правительства, в котором указано, что надзор за деятельностью туроператоров осуществляет Минкульт РФ.

Кто осуществляет надзор за деятельностью туроператоров?

Второй — приказ Министерства культуры, в регламенте которого указано, что ведомство следит за соблюдением туроператорами требований законодательства РФ о туристской деятельности.

Что является предметом государственного надзора?

Действительно, в рамках существующего регламента, Минкульту будет достаточно сложно провести проверку. Сейчас оснований для подобной ревизии не так много, однако это не значит, что такие причины не найдутся, если будет необходимость. Так, например, к продаже тура, создающей угрозу для жизни и здоровья граждан, можно притянуть реализацию тура в экзотическую страну компанией, находящейся вне реестра.

Помимо этого, я почти уверен, что в обозримом будущем вышеупомянутый регламент может быть ужесточен, учитывая повышенное внимание государства к туристической отрасли.

Миф № 2 — Турагент может безнаказанно продавать перевозку и размещение, приобретенные у разных поставщиков.

Крайне опасное заблуждение. Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», формирование туристского продукта — это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Таким образом, деятельность турагента, заключающего договоры с гостиницей и перевозчиком, может быть расценена как деятельность по формированию туристского продукта, и соответственно, приравнена к туроператорской деятельности. В свою очередь туроператорская деятельность при отсутствии в Едином федеральном реестре влечет за собой штраф в размере до 10 миллионов рублей. Именно поэтому, ставить «самосбор» туров на конвейер агентам точно не стоит.

Также в этом вопросе хотелось бы коснуться нововведений в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

Что за нововведения?

На мой взгляд, перспективы применения данной нормы закона абсолютно туманны. С одной стороны, я могу предположить, что эту статью действительно посвятили туроператорам и задумали в целях учета сумм, поступающих ТО за билеты и отели для одних и тех же туристов в составе цены турпродукта, для отчислений в фонды. С другой, абсолютно не удивлюсь, если эта статья станет «карательным мечом» при проверках компаний, отдельно продающих перевозку и размещение на одни и те же даты.

Миф № 3 — Турагент может сделать два юридических лица и спокойно работать.

Проверяющих недооценивать я бы не стал. Достаточно взглянуть на решения по «налоговым» спорам, чтобы понять, что в «органах» работают далеко не дураки. Конечно, здесь все будет зависеть от желания властей устроить показательную «порку» и от того, насколько серьезного человека поставят заниматься проверками. Нельзя исключать, что это будет ревизор с огромным опытом работы в отрасли, прекрасно знающий все схемы.

Допускаю возможность, что две отдельные сделки по продаже размещения и перевозки будут переквалифицированы в сделку по формированию и реализации турпродукта со всеми вытекающими из этого последствиями.

Выдержка из ст. 170 ГК РФ

Что же делать турагенту?

Во-первых, турфирме нужно объективно взвешивать все риски. Стараться проверять информацию в открытых источниках. Конечно, руководитель, не может знать всех законов, но стоит иметь хотя бы примерное представление о допустимых схемах работы и размере ответственности.

Во-вторых, турагенту необходимо учитывать все ограничения и пытаться снизить риски, если он всё-таки собирается работать по «альтернативным» схемам. Например, если турфирма решается на продажу отдельных услуг от разных юрлиц, то как минимум стоит максимально «развести» эти лица друг от друга — учредители и адреса совпадать у них не должны. Наивно предполагать, что при проверке двух юрлиц с одним и тем же учредителем или аффилированными учредителями агент сможет давить на то, что он продавал две не связанные между собой услуги.

Также агенту стоит обратить внимание на то, что при такой схеме работы ему следует как во всех контрактах и договорах, так и на своем сайте максимально дистанцироваться от использования некоторых понятий — «тур», «турист» и «турпродукт».

Напомню, что отдельную продажу размещения или билетов, без продажи второго из них, никто не запрещал. Более того, Ростуризм даже выпустил письмо, в котором высказался о допустимости деятельности по продаже отдельных услуг.

Однако важно не формировать турпродукт — то есть комплекс услуг по перевозке и размещению. Бездумное формирование пакетов без реестра рано или поздно обернется штрафом в размере агентского оборота за несколько месяцев. Только при тотальной юридической «гигиене» риск возникновения проблем при проверках можно существенно снизить, однако не исключить полностью.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

12 комментариев

Ирина
12 марта, 11:32
ключевое слово в постановлениях правительства и минкульта - "Предметом государственного надзора является соблюдение ТУРОПЕРАТОРАМИ и ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ТУРОПЕРАТОРОВ в сфере выездного туризма требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности"
к агентствам они зачем пойдут с проверками то???? не понятно однако
Марго бывший ТО
12 марта, 04:25
Не понимаю в чем суть закона. Ведь все объявившие себя банкротами ТО в 2014 году имели фин гарантию, и состояли в турпомощи. Только деньги туристам выплачивали страховые компании в среднем по 5 % от потерянных средств. На данный момент это касается только чартеров, на рейсовых самолетах, давно уже выгодно покупать авиабилет самим, на сайте авиакомпании билет всегда дешевле и мы даже разъясняем это нашим клиентам. У нас наоборот увеличился поток на бронирование наземного обслуживание и закон это разрешает. Мы уже 2 года работаем как агенство и потеряли только по 250 рублей за выписку а/билета,! И агенства тоже бронируют отели через нас с удовольствием. А пугалки не чем не обоснованы, если все правильно оформлять. Страшилки рассчитаны на людей, которые просто всего боятся/ И за 2 года нам вопросов не кто не задал, ТО мы или агенты
Турфирма
11 марта, 13:01
А как быть с теми, кто не имеет даже юрстатуса в виде ООО или ИП, но имеет группы в соцсетях и формирует самостоятельно группы и поездки не только на наше море или в горы, но и поездки в зарубежные страны! Кто их будет контролировать и проверять? Это очень серьезная и насущная проблема! И этой проблемой давно пора заняться!
Вячеслав
14 марта, 16:05
Если их прихватят, то им будет грозить привлечение ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП - предпринимательская деятельность без регистрации юр.лица или ИП - от 500 до 2000 рублей штрафа. Потому как наказания для физического лица в ст. 14.51 КоАП нет. Ну или пока Верховный суд не скажет, что они должны нести ответственность как должностные лица)
Марина
10 марта, 18:52
А если турагентство бронируйте разные части тура не у поставщиков, а у разных туроператоров? Отель у одного, билеты у другого? Это тоже противозаконно? (Билеты чаще конечно не у ТО, а в авиакассе)
Поляков Денис (частнопрактикующий юрист в сфере туризма, г. Ростов-на-Дону)
10 марта, 17:02
Саш, давно нужно было г-на Шалоносова материал "отсекать" и "приземлять", он же как "крылатый" наш товарищ боевой не чувствует запаха "пороха", а соломкой не отделаешься. Хочу вот что отметить: по ч. 1 ст. 14.51 КОАП РФ- возбуждением административного материала занимаются должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (РОСПОТРЕБНАДЗОР) (ст. 23.49 КоАП РФ). По данным статьям уже даже есть сложившаяся практика привлечения к ответственности, например: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 N 02АП-6737/2015 по делу N А29-10895/2014 (ШТРАФ 25 000 руб); Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А13-12012/2014 (штраф 25 000 руб). ОТМЕЧУ, ЭТО ПРАКТИКА ДЕЛ В СУДАХ за период действия предыдущей редакции (от 03.05.2012 N 47-ФЗ), то есть за 4 года!!! Остальные тур агенты, я так понимаю, просто не оспаривали. Сейчас штрафы для ЮР.лиц- миллионные, для ИП - от 50 000 до 100 000! Останутся ИП этим заниматься! И последнеее, даже если и кого-то "словит" Роспотребнадзор или по заявлению Туристов Прокуратура РФ и Вас привлекут к ответственности по ч. 1 чт. 14.51 КоАП РФ, помните, Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам. Вчера вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий соответствующие изменения в КоАП РФ.
В частности, установлена возможность назначения юридическим лицам наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части КоАП РФ. Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица. При этом минимальный размер штрафа должен быть не менее 100 тыс. руб. ( постановлении КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П,). С Уважением, Поляков Денис!
Вячеслав
14 марта, 16:01
Немного поправлю: 49-ФЗ исключил из полномочий Роспотребнадзора рассмотрение ч.1 ст. 14.51 КоАП с 01.01.2017 года. Теперь этим должен заниматься " должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в сфере туристской деятельности" (п. 97 ч.2 ст. 28.3 КоАП). Формально, такой формулировкой не обладает ни один гос. орган. Минкульт у нас является "уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма" (Постановление Правительства от 25 января 2013 г. N 43). Я, правда, сомневаюсь, что суды у нас будут заморачиваться этой несостыковой. Но всё возможно. Подождём, что скажут судьи.
Но в остальном посыл верный.
Сергей
10 марта, 15:24
Лежал падсталом час. Прислушался к пугалкам и заменил на сайте все запрещенные слова которые нельзя произносить вслух: "т..ур", "т...ист", "т...кт" - на синонимы. Такая "фи...ня" вышла. Еслиб не картинки, то сам бы не понял что сайт "т...истический". Час лежал. Вас ребята не "зад...ал" этот эксперимент над гражданами?
Сергей
10 марта, 15:36
И ещё. Если нас бояре по...ют во все мыслимое и не мыслимое. То можно хотябы помалкивать и злодеев не тренировать, как нас запинывать? Ну к чему это кликушество. Чего тем других нет - более приятных? О красивых местах в Крыму например. Ящик уже невозможно включить - через канал по соловью с песнЯми. (Масло сало есть, у нас карантин! - аа болеете чтоли?)
Наталья
10 марта, 14:31
Проблема в том, что сейчас большинство бывших туроператоров не являются по сути таковыми. Уже нет "своего" ничего. И они медленно, но верно перекатились в разряд агентской деятельности. Но - это другие объемы и другие клиенты ( читай - каналы сбыта). А вот к этому так быстро не привыкается. И так как сейчас такой переходный период, когда бывший производитель становится просто продавцом - и начинается вот эта борьба за рынки сбыта. Теперь агентства, которые всегда и аккуратно выполняли заказы своих туристов по организации им путешествий - вдруг становятся конкурентами бывших туроператоров и отбирают "хлеб" - услуги по бронированию. Вот в этом сейчас проблема. Мы уже практически ушли от определения "турпродукта" как комплекса услуг ЗА ОДНУ ЦЕНУ (!!! это важно!!! ) который предлагается потребителю /туристу/заказчику. С легкостью пишем в своих маркетинговых слоганах "ТУР в Италию" , имея ввиду, что мы-то просто, когда к нам обратится турист , оформим ему билет, забронируем отель, закажем трансфер, оформим страховку, и т.д. и т.д. и т.д. тем самым вводя в заблуждение этого самого туриста, что работает и заказывает он не у туроператора ( который, если вдруг " финансово ошибется" - застрахован и такими и сякими фондами) , а у обыкновенного агента, который отвечать за "косяки" будет и должен самостоятельно. Потому что на Агенте лежит ответственность выбора партнеров. Тут уж никакие фонды не спасут, и перевести стрелки не удастся, если что. Отвечать по полной и по ст.10 Закона о защите прав потребителя.
Наталья
10 марта, 14:19
А как отличить такого нелегального туроператора, который называет свое изделие вместо машины - колеса+кузов+двигатель? А очень просто - способом продажи! Поэтому такой горе-туроператор, если он выходит на партнеров ( турагентов), и пытается через их магазины продавать - тогда он ОБЯЗАН нести ответственность за свое изделие. Это и можно будет легко проверить. Очень часто мы получаем рассылку с предложениями такого рода "туров", которые комплектуются из услуг, и юр.лицо никакой не туроператор , но называет свое "произведение" туром, пишет про какую-то комиссию и пр. Да, и это возможно! НО! НЕ вводил бы он в заблуждение ни коллег - партнеров, ни потребителя - все бы было ок! Но такое вольное употребление слов очень и будет сейчас проверяться /наказывать всеми ответственными за это органами. А руководителю турагентства нужно еще раз очень внимательно поработать со своими менеджерами, чтобы они понимали зону и объем своей ответственности по турам и по услугам. И тогда, кстати, сразу отпадет вопрос бронирования услуг на эл.площадках для потребителя - менеджерами.
Наталья
10 марта, 14:11
Дорогие коллеги и Александр! Еще раз повторюсь - закон о тур.деятельности касается ТУРПРОДУКТА и его производитея Туроператора. Это такой завод по производству ПРОДУКТА ( как например из частей собирается машина). И взаимоотношение продавца (ТО) и партнера-продавца этого продукта описывает ФЗ "Об основах ТУР.деятельности". Агент ( именно АГЕНТ) занимается реализацией разного рода услуг, связанных с туризмом ( их, эти виды деятельности, сейчас объединили кодом 79 именно по этому признаку), в том числе и РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТУРОВ. Так вот Туры - этот особый продукт - агент не может продавать, если он не ТУРАГЕНТ. И в этом случае ему надо будет позаботиться и о кодах, и о всех вытекающих последствиях. А вот если наоборот, Туроператор ( т.е. как бы изготовитель продукта единого целого и неделимого) захочет продавать не машину , а как бы колеса+кузов+двигатель и пр. - вот тогда его накажут. Вот те самые органиы, которые Вы , Александр, упоминаете. Потому что это действительно НАРУШЕНИЕ. Машина - это НЕ колеса+кузов+двигатель и пр. Со всей ответственностью ! Вот за это и борется Законодатель. И чтобы Вам, Александр, все-таки охватить деятельность не только турагентскую, а еще и агентскую - тогда вы расширьте свои границы знаний в области полного цикла услуг , реализуемого потребителю для организации его путешествия.
Марина
10 марта, 19:18
В Чем разница? До 2017 г. (нового закона) ТО бронировали места в отелях через местных продавцов- ТО(для бронирования в отеле напрямую открывали свою фирму или покупали местного ТО), теперь бронируют места в отелях у глобальных систем бронирования. Как и сейчас добавляли перевозку и трансфер. В Чем разница? Что значит сформировать турпродукт- продать за общую цену отель и проезд. К Вашему примеру с авто производитель добавляет сборку всех разрозненных деталей,купленных у разных поставщиков и выдает это детище под своей маркой. Я не вижу разницы в том, как было и как стало.
Вячеслав
10 марта, 11:27
Хочется добавить одну вещь к доводам Александра:
Правонарушения по статье 14.51 КоАП рассматриваются судом. То есть, проведёт проверку и протокол составит Минкульт, а вот рассматриваться правонарушение будет в суде.
Поэтому реализация перевозки и размещения по двум договорам одним юр.лицом однозначно будет судом квалифицирована как притворная (п.2 ст. 170 ГК), призванная прикрыть заключение договора реализации тур.продукта. И тут однозначно будет выписан штраф.
В случае двух юр.лиц эта проблема полностью не исчезнет. Тут всё зависеть будет от того, как проведена проверка и что будет сказано. Также будет важно наличие внешней аффилированности этих лиц. Но весьма вероятно, что обе компании в итоге оштрафуют.
Особо надеяться на несостыковки в формулировках п.97 ч.2 ст. 28.3 КоАП, а также Постановления Правительства от 25 января 2013 г. N 43 особо не стоит по двум причинам:
1. Суды в последнее время больше склонны оперировать понятием справедливости в понимании конкретного суда и на некоторые процессуальные несостыковки могут легко закрыть глаза.
2. Административное производство может быть возбуждено также прокурором, в соответствии со ст. 28.4 КоАП. А прокуроры куда ближе к нам, чем Минкульт, и жаловаться им люди привыкли. И тут никаких процессуальных проблем не возникает.
Владислав, турагент
10 марта, 11:17
Российские законы настолько суровы, что в них не могут разобраться даже юристы. Один говорит - работайте, наказание есть, но его не применят.
Другой - не расслабляйтесь, это же Россия, всё равно откуда-нибудь прилетит

Люблю свою страну
Светлана Обоянская
10 марта, 10:10
Ну и что дальше? к каждому ТА приставить по проверяющему? пусть сначала с ТО и их серыми схемами оплат разберутся, а потом уж проверяют куда более широкие массы населения. заняться нечем . ну пусть штрафуют. тогда и покупка жд билетов для своих клиентов и "шикарное" размещение на нашем всём-это уже ТО деятельность. кто ж тогда будет это наще ВСЁ продавать))

Комфорт и спа, рафтинг и рыбалка, экскурсии и маральник: какой Алтай выберет ваш турист?

Изучаем все возможности и свежие тренды летнего отдыха на Алтае.

Комфорт и спа, рафтинг и рыбалка, экскурсии и маральник: какой Алтай выберет ваш турист?

Алтай привлекает не только величием горных пейзажей, но и разнообразием отдыха. Алтай сакральный, адреналин и спокойствие Катуни, цветение маральника, экскурсионный и активный туризм, а также баню и спа-программы обсуждаем на «Знай наше: лето 2024» 26 апреля. Подробности об алтайском гостеприимстве групповых и индивидуальных программах, нестандартных вариантах размещения ждут на вас эфирах, присоединяйтесь:

26 апреля

11:00 (мск)

О ключевых трендах отдыха в Республике Алтай сезон 2024/25

Зарегистрироваться

11:30 (мск)

Исследуйте Алтай летом-2024: экскурсионные программы и автотуры + розыгрыш призов от ТО «Алтай-Инфо»

Зарегистрироваться

12:00 (мск)

Комфортные туры по Республике Алтай. Особенности гостеприимства сезона-2024 от ТО «Большой Алтай»

Зарегистрироваться

12:30 (мск)

Барская Усадьба — база отдыха в Онгудае: проживание в комфортных номерах, авторские мотосплавы по Средней Катуни в заповедные места и рыбалка на хариуса

Зарегистрироваться

13:00 (мск)

Баня и спа как магнит для гостей Алтая. Как сделать из бани настоящий турпродукт? Советы от купольного отеля «Вдох» и банного комплекса «Воспарение»

Зарегистрироваться


До встречи на эфирах!

Организатор выставки «Знай наше: лето 2024» — медиахолдинг Profi.Travel. Мероприятие поддерживают Минэкономразвития (письмо Д30и-7293 от 12.03.2024), Российский союз туриндустрии, проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Мастера гостеприимства» и выставка «Интурмаркет».

При поддержке

Партнеры выставки

УЧАСТНИКИ ЗНАЙ НАШЕ: ЛЕТО 2024

Интенсив по внутреннему туризму: 93 часа от 161 эксперта для успешных продаж

Для тех, кто не успел, — смотрите эфиры от ведущих экспертов внутреннего туризма из разных регионов России и получайте дополнительные баллы Loyalty.

Интенсив по внутреннему туризму: 93 часа от 161 эксперта для успешных продаж

Скоро завершает свою работу онлайн-выставка «Знай наше: лето 2024». Напоминаем, что вы еще успеваете посмотреть все эфиры в записи, заработать за просмотр дополнительные баллы Loyalty и принять участие в розыгрыше главных призов 26 апреля — на эфире закрытия выставки.

В онлайн-выставке «Знай наше: лето 2024» приняли участие 160+ экспертов по внутреннему туризму, которые провели 93 часа обучающих эфиров. Среди экспонентов — представители ведущих туроператорских компаний, отелей, курортов, туристско-информационных центров, министерств и ведомств — от Калининграда и Коми до Байкала и Сахалина.

Напоминаем, что все эфиры выставки вы можете смотреть в записи. Это будет полезно тем:

  • кто недавно присоединился к онлайн-выставке;
  • кто зарегистрировался на выставку в процессе ее работы, но не успел посмотреть все образовательные эфиры экспертов.

За просмотр вебинара в архиве вам начисляется +20 баллов Loyalty (если вебинар не был просмотрен в прямом эфире).

До окончания работы выставки на «Знай наше» проходят дни нетворкинга. Вы еще успеваете найти партнеров из 145+ компаний и познакомиться с 255+ специалистами туриндустрии.

Как получить диплом эксперта?

  1. Посмотрите минимум 10 онлайн-презентаций. За каждую презентацию начисляются баллы Loyalty, которые определят ваше место в рейтинге, помогут принять участие в розыгрыше призов и получить диплом эксперта по внутреннему туризму.
  2. Проверьте свой личный кабинет. После завершения выставки диплом подгрузится в личный кабинет на портале Profi.Travel. Вы сможете найти его во вкладке «Мои дипломы».

Смотреть эфиры в записи

Организатор выставки «Знай наше: лето 2024» — медиахолдинг Profi.Travel. Мероприятие поддерживают Минэкономразвития (письмо Д30и-7293 от 12.03.2024), Российский союз туриндустрии, проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Мастера гостеприимства» и выставка «Интурмаркет».

При поддержке

Партнеры выставки

УЧАСТНИКИ ЗНАЙ НАШЕ: ЛЕТО 2024

Новости по теме