Экскурсия в храме: как найти компромисс?
Пока экскурсоводы и гиды-переводчики обсуждают существующие проблемы профессионального сообщества и следят за процессом создания нового специализированного общественного объединения, незамеченной осталась не менее горячая тема, всколыхнувшая гидов Гродно.
Пока экскурсоводы и гиды-переводчики обсуждают существующие проблемы
профессионального сообщества и следят за процессом создания нового специализированного общественного объединения, незамеченной осталась не менее горячая тема, всколыхнувшая гидов Гродно.
Напомним, в конце декабря 2018 года во время собрания гродненских экскурсоводов, на котором обсуждались вопросы изменения туристического законодательства, в центре внимания оказалась еще одна проблема — конфликт интересов верующих и экскурсантов в гродненском костеле Святого Франциска Ксаверия. Тогда стороны не пришли к согласию, и к этому вопросу вернулись вновь.
Однако очередное собрание, на котором обсуждались проблемные вопросы, возникшие между гродненскими экскурсоводами и католическим духовенством, не привело к окончательному приемлемому для всех сторон решению.
Данная частная ситуация не является уникальной. В той или иной форме подобные проблемы возникают и в иных белорусских церквях и костёлах. В Гродно ситуация ожидаемо обострилась в связи с увеличением туристического потока и экскурсионной нагрузки на храм.
Поиски путей разрешения конфликта интересов верующих и туристов предпринимались и ранее, хотя не столь активно по той причине, что еще несколько лет назад количество туристов было меньшим, и данная проблема не стояла так остро, а была характерной для единичных храмов. Сейчас этот вопрос становится более актуальным и, если ничего не предпринимать, есть риск вероятного усугубления проблемы не только в Гродно, но и других белорусских городах.
Пути решения могут быть разными. В России, например, Госдума 10 января текущего года приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому, религиозные организации получают монопольное право на организацию и проведение паломнических туров. Данный законопроект воспринимается и экспертами, и представителями религиозных общин неоднозначно, так как, очевидно, ущемляет права туристических компаний и иных организаций, осуществляющих эту деятельность.
В качестве альтернативы предлагается ввести аккредитацию туроператоров и светских экскурсоводов и установить четкие правила работы турбизнеса с религиозными общинами и паломниками.
Также в качестве известных инструментов можно вспомнить мировую практику взимания платы в виде пожертвований при посещении знаменитых культовых сооружений. Даже небольшая плата отпугивает праздных неподготовленных туристов, которые хотели бы посетить храм просто из любопытства.
Кроме того, практикуются экскурсии в храмах в строго определенное время, к которому формируется группа, а экскурсоводом часто выступает представитель религиозной общины или подготовленный и одобренной общиной светский профессионал.
В Беларуси вопрос взаимоотношений туристов и верующих пока в целом не стоит так остро, однако он уже обсуждался. В апреле 2018 года в Минске состоялось заседание координационного совета по туризму при Мингорисполкоме, на котором обсуждалась тема религиозного туризма в белорусской столице. Заместитель председателя правления Республиканского союза туристической индустрии Дмитрий Скворчевский в целях предотвращения возможных конфликтных ситуаций озвучил предложения относительно организации экскурсионных туров, программа которых предусматривает посещение культовых объектов:
- совместно с представителями конфессий подготовить перечень культовых объектов, готовых принимать туристов, для последующего размещения на интернет-ресурсах и информирования туроператоров и иных заинтересованных;
- совместно с представителями конфессий подготовить методические рекомендации по посещению религиозных объектов для экскурсоводов и туристов с учетом специфики каждой конфессии.
«В туристических группах, если это не специальные группы паломников, присутствуют люди разной веры, есть и атеисты. Не все знают, как вести себя во время службы в том или ином храме. Посещение культовых сооружений должно проходить таким образом, чтобы не возникали недоразумения как у туристов, так и у прихожан, и было комфортно всем», — сказал Дмитрий Скворчевский.
Подобные рекомендации могут быть подготовлены отдельной рабочей группой, включающей представителей туриндустрии и религиозных общин Беларуси.
Помимо паломнических туров религиозная составляющая присутствует в обычных экскурсионных программах. Гости посещают различные исторические объекты, в том числе культовые. Это интересно и белорусским туристам, и иностранным. Зарубежных гостей особенно привлекает уникальная ситуация, когда в одном городе, в пределах одного квартала и даже улицы иногда соседствуют храмы разных конфессий: православные и католические, мечеть и синагога. Это то, что создает самобытный облик белорусских городов и местечек. Традиции взаимопонимания религий и культур сейчас особенно важны в мире. Как видно на примере Гродно, вопрос соотношения туризма и религии не теряет своей актуальности и требует не только внимания, но и решения. Пока его нет, представители туркомпаний и отдельные экскурсоводы решают этот вопрос самостоятельно и на свое усмотрение.
Денис Филипчик, экскурсовод:
— Проблема с посещением сакральных объектов, безусловно, непростая и касается всех конфессий в Республике Беларусь. Есть много факторов, которые влияют на возможность посещения храма туристами. Не стоит всё сводить к характеру настоятеля или настроению охранника, дежурного и т.д.
На туристическую доступность храма очень сильно влияет статус и место расположения. Если это сельский приход и месса там раз в неделю, то, как правило, никаких проблем с посещением не возникает. Нужно созвониться, попросить, чтобы храм открыли. В храме спокойно и обстоятельно можно всё рассказать, присесть на скамейки, послушать орган и т.д.
Если мы говорим о кафедральном храме в крупном городе с большим числом прихожан, то и возможности посещения совсем другие. В Минском кафедральном костеле в воскресенье мессы идут одна за другой: 8.15, 10.00, 11.30, 13.00 и 18.30. Между ними могут совершаться таинства (например, крещение), катехизация, верующие исповедуются и молятся. Именно для таких целей храмы строились, именно верующие жертвовали деньги на ремонт, реставрацию, восстановление и поддержание их в надлежащем состоянии. И вход в храм даже между службами с группой туристов в 40 человек, а тем более экскурсионный показ и рассказ, на мой взгляд, не уместны.
Да, храмы не только места сакральные, но и достопримечательности, в которых мы видим произведения искусства и т.д. Но, согласитесь, что посещая музей, мы принимаем правила посещения этого учреждения: плата за входные билеты и экскурсионное сопровождение, запрет/разрешение на фотосъёмку, ограниченное количество человек в экскурсионной группе и многое, многое другое. И проводить экскурсию в музее может только музейный экскурсовод или аккредитованный учреждением специалист. И у музеев тоже есть свой график работы. Вот и получаются двойные стандарты. Когда мы хотим бесплатно заходить в храмы и рассказывать там, мы говорим, что это же храм, а не музей, он для всех! А когда нам говорят, что это храм, идёт служба, уважайте верующих, мы начинаем вопить: это не только храм, это почти музей, вы обязаны нас впустить!
Чтобы не возникало таких ситуаций необходимо тщательно планировать экскурсионную программу. Учитывать правила посещения храмов, уточнять возможность фото и видеосъёмки. Необходимо помнить о разных литургических периодах года. Очень важно учитывать состояние группы, особенно корпоративных туристов, которые «вырвались» скорее на отдых, чем на экскурсию. Иногда нужно подготовить группу к тому, что по объективным причинам придётся ограничиться внешним осмотром храма. Подготовленная заранее экскурсоводам группа, как правило, понимает, что посещение храма в воскресенье может и не состоятся, что в храме совершаются таинства и т.д. Главное, чтобы храмы оставались местами диалога, а не взаимных обид и оскорблений.
Михаил Лукашеня, экскурсовод:
— У меня есть «пунктик» относительно экскурсий в храмах — для меня это табу. Это храм, это место, где люди общаются с Богом, мешать им нельзя.
Поэтому я всегда даю информацию о храмах, находясь снаружи, говорю, на что надо обратить внимание, рассказываю об особенностях поведения внутри и даю время для самостоятельного осмотра. Если на момент экскурсии в храме идет служба, то я рекомендую посетить его попозже в свободное время.
Эта тема очень активно обсуждалась на гидовской ветке в вайбере, когда возникла схожая неприятная ситуация в Красном костеле. Было долгое и горячее обсуждение возможности проведения экскурсий в храмах. Очень многие белорусские гиды разделяют мои взгляды.
Я не совсем понимаю, почему эта тема именно в отношении гродненского Фарного костела стала такой резонансной. В конце концов, Гродно — это не город одной достопримечательности, там достаточно объектов показа. Вряд ли отсутствие полноценной экскурсии внутри костела св. Франциска Ксаверия негативно отразится на впечатлениях туристов от города. У меня недовольных никогда не было.
Написать комментарий