Последствия нового договора «Библио-Глобуса» для туристического рынка

Юристы прокомментировали обновленные условия сотрудничества с туроператором.

Последствия нового договора «Библио-Глобуса» для туристического рынка

За день до окончания отсрочки ответственности по «Электронной путевке», туроператор «Библио-Глобус» сделал рассылку по своим розничным партнерам с условиями нового договора, который начнет действовать с 1 декабря. Его текст фактически вызвал эффект разорвавшейся бомбы на розничном рынке. Редакция Profi.Travel получила ответы юристов на вопросы, которые на данный момент больше всего беспокоят агентов.

Нет денег — нет договора

Главное в новых условиях сотрудничества с «Библио-Глобусом», что вызвало бурные дискуссии в турагентской среде, это дата заключения договора. Согласно пункту 3.5, она должна совпадать с датой поступления 100% средств за тур на счет туроператора. До этого момента «Библио-Глобус» больше не занимается формированием тура и не берет на себя обязательства по нему.

Как прокомментировали в компании «Юристы для турбизнеса. Байбородин и партнеры», такая формулировка противоречит положениям ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта. Они предусматривают такой порядок реализации турпродукта:

  • заключение договора с туристом;
  • подтверждение тура у туроператора и уведомление туроператора о заключении договора с туристом;
  • получение от туриста денежных средств;
  • передача денежных средств туроператору.

«В данном же случае туроператор предлагает совершенно обратную схему, — отмечают юристы. — При этом мы бы не стали говорить о рисках признания договора недействительным или незаключенным. Сложно пока представить себе и какие-либо санкции контролирующих органов в отношении туроператора. Однако если „Библио-Глобус“ не изменит эту схему как невыполнимую, последствия могут быть достаточно негативными. В теории турагенты могут заключать предварительные договоры либо убеждать туристов вносить 100% предоплату. Однако работоспособность такой схемы на практике вызывает у юристов и турагентов большие сомнения. В том числе потому, что туристы, очевидно, не будут в восторге от идеи внесения полной суммы за тур сразу».

Риски турагентов

Что касается заключения договора между туристом и турагентством «на аванс» (не столь важно, что именно в нем будет прописано, консультационные услуги или подбор тура), то здесь нужно еще, чтобы на него согласился турист. И график платежей в этом случае точно не укажешь.

По словам специалистов компании, возможен еще вариант заключения предварительного договора. Однако до момента внесения 100% денежных средств туристом у туроператора может уже не быть нужного турпродукта. И тут вся ответственность ложится на агента, ведь до полной оплаты договор с туроператором считается не заключенным. Вопрос, как быть в таком случае и доплачивать ли «Библио-Глобусу» из своего кармана, остается открытым.

При этом, как заметили сами дистрибьюторы «Библио-Глобуса», в новом тексте договора содержатся противоречия. Так, в пункте 4.2 указано, что в случае непоступления оплаты за тур (полностью или частично) все фактически понесенные расходы туроператора возмещает турагент.

Во-первых, спорно само требования возмещения ФПР от турагента, замечают юристы – даже если сами представители розницы подпишут договор, в котором содержатся такие условия сотрудничества. Во-вторых непонятно, каким образом туроператор может нести расходы по туру, который он еще не взялся формировать. Ведь в составленном им же документе указано, что какие-либо действия по турпродукту он начинает предпринимать только после 100% оплаты.

«Если турагент внесет 100% оплату туроператору из собственных средств, то, по новым условиям, он имеет право заключить стандартный договор о реализации туристского продукта, указав там особые сроки и условия оплаты на счет турагента, а также условия отказа от турпродукта. Однако в данном случае у агента появляются огромные риски, если турист примет решение аннулировать тур в период между оплатой тура от агента оператору и оплатой тура от туриста агенту», — добавляют в юридической фирме.

Посткомиссионная система

Еще одно условие, вызвавшее возмущение турагентов, это выплата комиссии. Согласно новым условиям, агентское вознаграждение более не удерживается турагентством самостоятельно, а выплачивается туроператором в течение пяти рабочих дней с даты согласования отчета турагента (который формируется в личном кабинете после окончания отчетного месяца). Причем касается это только заявок, оплаченных по безналичному расчету со счета турагента. Оплата, поступившая через терминал или с карты туриста, турагентской комиссии не предполагает.

Как комментируют в компании «Юристы для турбизнеса. Байбородин и партнеры», с одной стороны, такие условия послужат обелению рынка и, возможно, исчезновению «скидочников». К тому же в случае иска агентам будет проще доказать оплату туроператору в суде. С другой стороны, минусов в такой схеме гораздо больше, считают юристы: поскольку момент получения комиссии откладывается, многим агентам непонятно, из каких средств платить зарплату и аренду офиса. Особенно в том случае, если примеру «Библио-Глобуса» последуют и другие туроператоры. Кроме того, работа полностью в белую может быть попросту неинтересна и даже невозможна для части агентов.

Добавим, что представители туроператора, очевидно, решили сообщить розничным партнерам все негативные новости разом, и внесли изменения в расчет комиссии агентов. Теперь минимальная планка вознаграждения находится на 5% от суммы тура. Интересно, что к этому на розничном рынке, судя по всему, были как раз готовы — уменьшение комиссии вызвало меньше всего обсуждений.

Последствия для туристического рынка

Если взглянуть на ситуацию глазами туроператоров, то причины, заставляющие компании вносить такие изменения в договоры, становятся понятны. В свете наступления ответственности за внесение данных в «Электронную путевку» для них меняется очень многое. Фактически теперь туроператор несет все риски и отвечает 100% суммы, внесенной за тур. Массовикам здесь сложнее всего: проверить или хоть как-то контролировать ту «армию» агентств, которые бронируют у них туры, просто нереально. А выплачивать миллионы за исчезнувших с деньгами туристов директоров розничных компаний никому не хочется. Поэтому туроператоры стремятся максимально обезопасить себя в сложившихся условиях.

И велика вероятность, что подобные договоры вскоре появятся и у других крупных компаний. Кстати, не так давно подобную рассылку делал и «Пегас Туристик». Но то ли тогда турагентства решили, что до изменений еще далеко и не стали переживать заранее, то ли всех успокоили комментарии самого туроператора, который утверждал: «Ничего не меняется». Хотя новые условия точно так же предполагают обязательства туроператора по договору только после 100% оплаты тура.

Последует ли этим примерам весь рынок? На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что нет. Прежде всего потому, что пока большинство компаний предпочтет понаблюдать за реакцией агентов и взвесить все за и против. Некоторые туроператоры не из числа первой пятерки уже сегодня обновили условия договора в связи с наступлением ответственности за ЭП, и ничего опасного агенты в этих текстах не нашли.

Вероятнее всего, на такие кардинальные изменения договоров пойдут прежде всего те операторы, у которых есть эксклюзивные чартерные программы из разных регионов России. Понимая, что заменить их продукт нечем, они решатся на возможное ухудшение отношений с розницей. А вот компании, не владеющие собственными полетными программами, вряд ли пойдут на подобные шаги. Скорее наоборот — они попытаются использовать ситуацию как шанс увеличить лояльность розничного рынка.

Еще одним последствием может стать рост доли бронирований у туроператоров исключительно наземных услуг — ведь они не подпадают под определение турпродукта, по которому необходимо отчитываться в ЭП.

Фото: Дмитрий Карастелев, unsplash

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

8 комментариев

Natali
07 декабря, 20:18
Мы не видим смысла далее работать с ТО БГ, тк договор сомнительный и для ТА и для туриста. Конечно ранее было проще забронировать у БГ пакетный тур где аэрофлот с багажом, не надо заморачиваться с тайм лимитом на билеты и доп услуги. Но сейчас с минусами нового договора так же есть и минусы работы ТО БГ - за крайний три месяца у нас несколько случаев не заселения туристов в отель, приходилось экстренно связываться с ТО БГ и после этого они решали вопрос с заселением (заметьте это работа порядочного турагента, который не просто бронирует, а сопровождает тур). Причем ТО БГ не видит ни какой проблемы в том, что турист приезжая в отель и получая н рецепшен информацию - вашей резервации нет испытывает стресс, тратит время на звонки агенту, а агент тратит свое время на звонки и переписку с ТО БГ. Так же хочу отметить, что туры через БГ на аэрофлоте это хорошо, но есть минусы код бронирования для управления услугами (выбор мест и прочее) вы получаете накануне вылета и турист довольствуется тем, что осталось, так же на их места не начисляются Милли Аэрофлот , соответственно даже серебряный статус не наберешь. А если грамотный агент, то порой можно даже дешевле приобрести тур на регулярном рейсе аэрофлот, сэкономив на доп услугах (не всем нужен багаж на каждого члена тура, а у многих статус Аэрофлота уже с багажом), ну и самое главное никаких доплат за конкретизацию рейсов! Так что прощай ТО БГ
НИНА
22 ноября, 10:01
Поясните , пожалуйста, а вообще зачем нужна электронная путевка? Что она даст для развития туризма?Я работаю в этой отрасли очень давно, повидала всякое, и у меня убеждение ,каждое новая "выдумка чиновников от туризма" дает только негатив для практической работы.Только немного привыкнешь ,приспособишься к новым условиям и опять что нибудь придумают. Как работать дальше?????
Наталия.
15 декабря, 19:08
Именно так и есть, согласна что именно там, у чиновников и налоговиков, нет вообще понятия по всем нюансам турагнетского бизнеса. Заставляют пробивать всех агентов чеки через кассу, как только приняли турагенты деньги от клиента! А то что тур подтвердят по стоимости гораздо выше из за курса доллара и евро, это никого не волнует. Да, и действительно, в результате больше доверия у туристов теперь к различным агрегаторам, заманивающие скидками, а в результате итого выходит так же как и напрямую от оператора бронирует турагент. А еще мы, турагенты должны " кормить" банки , которые за переводы и эквайринг берут с нас проценты и за что остается работать? Не у каждого ведь объемы продаж огромные? Многие уже еле выживают просто.
20 ноября, 15:02
Я не стала перезаключать договор с БГ. Не вижу смысла. 5% - 1,3 эквайринг или 0,7 СБП, далее минус З/П менеджеру - реклама - офис (если есть ) - прочие расходы - налог. И 0,5% остается по итогам? Который я получу или нет спустя несколько месяцев. Клиентам написала письма, что по БГ туров не будет, только самостоятельно могут. А я могу дать консультацию отдельно за отельную оплату. Но уже без обязательств и выноса мозга. Больше никак. А желающим общаться с ботами пожалуйста на прямую бронь к ним. Есть другие ТО, которые дают вменяемые условия. И у БГ нет какого-то эксклюзива, что бы за него цепляться
Natali
07 декабря, 20:23
Полностью согласна с Вами!
Lamborghini
20 ноября, 15:44
Мы тоже не стали перезаключать.С комментарием согласны на 100%.
Марина
16 ноября, 10:37
Наверное этот договор наклепала их юристка Анюта)))
Инна
16 ноября, 00:18
Мы вас любим ,но такими договорами , вряд ли будут желающие(((к сожалению
Лариса
15 ноября, 17:38
а если бронируем тур сегодня с вылетом на завтра!, тоже оператор будет ждать оплату по безналу??, если турист бронируется по акции "раннее бронирование", он не захочет внести 100% оплату по туру!!!!, они все знают , что остаток вноситься в основном за 2 недели до вылета!!!
Евгения
15 ноября, 21:52
А если тур бронируем на завтра, то придется оплачивать сбер онлайн и т.п. А здесь речи о возврате комиссии тогда не идет. Просто оказали услугу получается бесплатно.
А где интересно тогда будут брать туристов туроператоры без турагента
Игорь
15 ноября, 16:22
А если ТО обанкротится? То где наши заработанные деньги?
Директор
16 ноября, 12:02
То есть деньги туристов, которые пропадут при банкротстве ТО, вас не очень беспокоят, а свою жалкую комиссию, которая раз в 20 меньше, вы терять не готовы ни при каких обстоятельствах?
Анна
16 ноября, 13:47
"Директор", Пшёл вон отсюда, провокатор.
Директор
16 ноября, 14:45
Анна, судя по вашим приступам хамства, имеются проблемы в личной жизни.
Если вам не нравится позиция оппонента , то надо ее аргументированно опровергать, а не хамить. Вы же вроде с людьми работаете.
Директор
15 ноября, 11:42
Схема с с выплатой агентской комиссии после окончания тура совершенно правильная. Причем , комиссия подразумевается только при оплате по безналу. Если к этой схеме присоединятся и другие туроператоры, что с введением ЭП логично, то туристический рынок начнет наконец-то выздоравливать. А стенания по поводу отсутствия средств на выплату зарплат и аренды надо прекращать. Туристический бизнес очень финансово емкий, и если у агентства нет оборотных средств, то надо из этого бизнеса уходить.
Лилия
29 октября, 12:54
А вы считаете что мы работаем ради любви к искусству?? Тогда спросите у налоговой- она то согласна подождать.?
Миром правят деньги и только идиоты этого не понимают. А за комиссию в 3% и такую грандиозную ответственность за туриста пусть дураки работают.
Мы тоже не будем с БГ работать.
Светлана
15 ноября, 21:35
Это видимо представитель туроператора-- ДИРЕКТОР? Пусть сам директор туры и продает и косяки свои разгребает и чтобы туристы перед ним ногами топали и орали.
Директор
16 ноября, 14:51
Светлана, я директор турагентства, работаю в туризме больше 20 лет. Если вам что-то не нравится, то приводите свои аргументы. Согласен, проблемы есть, и их нужно решать, а не отметать то, что вас лично не устраивает.
Генеральный Директор
17 ноября, 11:45
Если Вы, уважаемый Директор, уже 20 лет в туризме, то должны сам понимать суть происходящего. Возможно, турагенты бы и отнеслись "с пониманием" к происходящим изменениям, даже большинство честных ТА были бы всеми руками за, если вознаграждение вернули хотя бы к 10-12%. Но что по факту происходит? Опять срезают заработок, перекладывают все расходы на ТА, кроме расходов перекладывают и ответственность. Если, по Вашим словам "ТА переживает только за свои жалкие 5%, а не за деньги туриста", то не кажется ли Вам странным, что Туроператор переживает за эти 5% комиссионных больше остальных, требуя полную оплату тура вперед? А никому не кажется, что с вступлением сейчас такой редакции Закона, ТА оставили вообще вне правового поля, как дойных коров, как тлю: приводите клиентов, а мы вам заплатим ровно столько, сколько посчитаем нужным, и то, потом. Ваши цены от наших в СБ отличаться не должны, а вот сами мы скидочку предложить нет-нет да и попробуем туристам, на тот е-мейл и телефон, который вы обязаны оставить. Библиоглобус всегда были полными юридическими понятийными отморозками. Надеюсь, их ждет путь Натали Турс. Курс взят верно.
20 ноября, 15:08
Вот я как раз вспоминала и сравнивала их с НАтали. Те тоже хотели взносы какие-то, условия все ставили... ну довыпендривались. А БГ думает вывезет на сайте и ботах. Но это пройдет для тех кто 1. хорош знает их сайт 2. кто хорошо сам разбирается в продукте. Но как только туристы начнут сталкиваться с прямым общением с БГ - сбегут. Не сразу, но будут уходить. Т.к. туризм - это про сервис и индивидуальное живое общение. Состоятельным туристам не удобно самостоятельно выискивать что-то ибо дорожат своим временем, а массовики - мало кто хорошо дружит с ПК. Не на том электронном уровне мы пока.
Директор
20 ноября, 12:12
Уважаемый Генеральный директор, Ваша озабоченность мне понятна. Давайте по пунктам. 1. Почему ТО требуют оплаты всей суммы с выплатой комиссии после окончания тура? Потому что с введением Электронной путевки в ней указывается полная стоимость тура , и в случае аннуляции тура ТО придется возвращать туристу полную стоимость тура, хотя комиссия ТА к ним не дошла.
2. Маленькая комиссия.
Все ТО работают на грани рентабельности, особенно крупные. Конкуренция огромная. Обороты большие, а насчет прибыли большие вопросы. Самый простой способ уменьшить расходы-это срезать комиссию ТА. При этом они не бояться потерять агентскую базу, так как турагентов огромное количество, и многие готовы работать за пару процентов, но это возможно только при работе в "черную". При обелении рынка количество ТА уменьшится на порядок, и соответственно увеличатся объемы у оставшихся ТА. И потеря каждого из них станет ощутимой для ТО. И отношение к ТА со стороны ТО неминуемо изменится.
Кстати, для примера. Лет 20 назад все авиакомпании давали комиссии агентствам, которые продавали их билеты. Затем комиссии практически отменили и очень сильно ограничили число компаний, которые могли продавать билеты. И ничего страшного не случилось, бизнес по продаже авиабилетов живет и процветает. Может не в таком шоколаде, как раньше, но тем не менее. Так что мне очевидно, что тенденция на уменьшение комиссий ТА будет продолжаться.
Лилия
29 октября, 13:02
Ошибка выжившего.
Не надо думать что ужесточение и давление на ТА приведет к улучшениям на туристическом рынке.
Людмила
07 декабря, 08:47
А зачем туроператор указывает полную стоимость? Указывайте стоимость которую рассчитывете получить за турпродукт. По сути - агентское вознаграждение - это ваша скидка по продукту, а не фактические затраты. Далее ... по 5% как бы нет к вам вопросов, но вот по валютным турам - комиссия допустим 100 евро, значит и выплатить должны 100т евро по курсу на день выплаты комиссии - как будет это регулироваться, не считая той услуги , что агентство вас фактичекси кредитует своими средствами? А при наступлении страхового случая и отмены поездки - турист получит от страховой 100%, а турагент ... Это не Договор, это какая-то Зеленая книга для негров. 75% в учредителях Шереметьево... и что? Работайте ... время покажет
Генеральный директор
20 ноября, 17:33
Уважаемый Директор, научитесь отделять мух от котлет. Продажа авиабилетов - это сегмент, в котором нет капитальных затрат и ответственности продавца. Если допущены какие-либо ошибки на этапе внесения данных - за это заплатит сам покупатель, в большинстве случаев серьезно.
Сравнивать покупку билета с работой турагента может только тот, кто сам не работал турагентом.
Ну а если, в конечном счете, клиент готов взять на себя все риски бронирования - он и сейчас может самостоятельно в режиме онлайн все себе купить. По этому, можно предложить ТА комиссии вообще отменить. 100 рублей за бронь, как при продаже а/б.
Директор
22 ноября, 11:37
Уважаемый Генеральный директор, научитесь вести полемику без применения различных оборотов речи, не имеющих никакого отношения к сути вопроса. Я про мух и котлеты, чтобы Вам было понятнее.
Я не сравнивал технологию продаж авиабилетов и туров. Это был пример, как относятся производители продукта к своей рознице.
Кстати, а какие капитальные затраты есть у турагентства? Пара столов, стульев и компьютеров + аренда помещения, если считать их капитальными затратами. Но это все есть и у агентств по продаже авиабилетов.
Что касается ответственности ТА, то по Закону о туризме за тупродукт отвечает туроператор.
Масяня
15 ноября, 12:50
Алё, кто это? Директор?) .... ....
Директор
15 ноября, 16:01
С какой целью интересуетесь,
Турагент
15 ноября, 18:58
С той самой, чтобы далее сказать как Масяня
Марина
16 ноября, 10:43

Coral Travel: премиальные отели Турции отмечают активизацию продаж

Россияне меняют Персидский залив на Анталью – туроператор подвел итоги раннего бронирования на встрече со своими франчайзи в Москве

Клиентская активность на туристическом рынке начинает восстанавливаться после спада, вызванного событиями на Ближнем Востоке. В первую очередь, оживление наблюдается в сегменте люксовых туров. Об этом сообщила руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel Марина Макаркова. Блиц-интервью состоялось в отеле «Метрополь», в кулуарах бизнес-ужина, организованного туроператором и турецким отелем Cullinan для франчайзи Coral Travel.

Представители турагентств отметили, что премиальные гостиницы Антальи приняли значительную часть клиентов, которые искали альтернативу отдыху на побережье Персидского залива. «Cullinan в марте вообще на расхват был, — сказала Анастасия Величко, гендиректор «Атлас Отдыха». — многие туристы поехали туда вместо ОАЭ и остались довольны».

Директор по продажам Cullinan Эмре Татар прокомментировал итоги раннего бронирования. Турецкие отели в этом году зачастую продлевают скидки на апрель, чтобы подхлестнуть сбыт. «У нас в этом нет необходимости. Акции завершились точно в плановый срок, — сказал эксперт Cullinan. — Объемы раннего бронирования на российском рынке выросли на 8% по сравнению с показателями прошлого сезона. Это существенно, поскольку 48% всей клиентуры отеля составляют именно россияне».

Одним из главных и самых надежных партнеров Cullinan в нашей стране Эмре Татар назвал туроператора Coral Travel. «Его особое преимущество — умение работать с премиальной клиентурой, активные продажи номеров высокого уровня комфортности, — добавил собеседник редакции. — Можно коротко сказать: без Coral Travel мы — не мы».

Из дома не выходить: экологи рассказали, что на самом деле происходит в Туапсе

Может ли этот курорт повторить судьбу Анапы?

Из дома не выходить: экологи рассказали, что на самом деле происходит в Туапсе

Накануне, 22 апреля, в Туапсе и соседних селах снова прошел дождь, оставивший после себя черный налет на всех поверхностях и даже на животных. Замеры воздуха не делали из-за осадков, но во вторник оказалось, что концентрации бензола, ксилола и сажи в 2-3 раза превышают норму. Об этом сообщил оперштаб Краснодарского края. Пожар в морском терминале пока не потушен. Нефтяное пятно, по словам экологов, по-прежнему в море. На побережье замечены отдельные выбросы. О том, что сейчас происходит в Туапсе, Profi.Travel рассказали экологи, которые находятся непосредственно на месте событий или на соседний курортах.

Увозить детей, пить сорбенты и мыть кошек

«Я бы эвакуировал из Туапсе всех, кто находится в зоне риска, например, детей. Лучше куда-нибудь уехать, пока продолжается горение, пока идут эти «нефтяные дожди». Хотя термин мне не нравится. Это, конечно, не дождь из нефти, а продукты ее горения, которые в большом количестве выделяются в воздух: сернистый ангидрид, сажа, — все это поднимается наверх, а дождь, по сути — дистиллированная вода, — впитывает и сбрасывает обратно на город», — рассказал эколог Жора Каваносян.

Его коллеги подтверждают: ничего хорошего в этих осадках в любом случае нет. По мнению экспертов, если невозможно уехать из Туапсе, не стоит выходить на улицу, когда там идет дождь. Об этом предупреждает и Роспотребнадзор.

«Непосредственно с места событий я получаю информацию как от местных жителей, так и от активистов. Облака чёрного дыма в верхних слоях атмосферы, из которых на Туапсе выпадали маслянистые капли видно из любой точки города. Конечно, людей это напугало. И правильно! Под такими осадками из не до конца сгоревших нефтепродуктов, сажи лучше не находиться. Роспотребнадзор рекомендовал жителям оставаться в помещении, не открывать окна, при попадании осадков на кожу — смывать обильным количеством воды, не пользоваться контактными линзами», — рассказал директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

Он добавил, что объемы выпадающих с дождем нефтепродуктов установить сложно, но все же это явление локальное — экосистемы оно не уничтожит. «Да, безусловно, вред оно нанесёт, но не в таких масштабах, как это сейчас разгоняется в интернете. Листья и хвоя пожелтеют в тех местах, где попали нефтепродукты, пострадают почвенные организмы, птицы и животные. Вчера ветер переменился и начал отгонять облака дыма с суши на море. Задымление продолжается, но этот шлейф уносит периодически в открытое море. Ветер меняет своё направление», — сказал эксперт.

Будут ли еще «нефтяные дожди» — зависит и от ветра, и от того, как быстро пожарным удастся локализовать и ликвидировать пожар в терминале. Пока же жители делятся в телеграм-каналах и соцсетях грустными видео с черным юмором: «Нефть у нас везде: и в тазу, и в корыте. Все лужи черные, вся вода черная, небо все черное. Мы все олигархи».

В комментариях к посту Жоры Каваносяна местная жительница рассказала, что уже вывезла детей в Краснодар, а сама находится в Туапсе. «Вчера уже физически было плохо. Пьем сорбенты и думаем, как и где отмывать собак и кошек, где всех их передержать, потому что отправлять обратно на улицу пока нельзя», — поделилась она.

Три чомги и три поганки

Нефтяное пятно, размер которого оценили в 10 тыс. кв. метров, находилось в море напротив порта Туапсе. По словам Романа Пукалова, есть косвенные признаки, что с ним борются довольно успешно. И это — состояние птиц. «Мы открыли горячую линию, определили координатора, приняли несколько звонков, но удалось поймать всего шесть птиц: трех чомг и трех черношейных поганок, — рассказал эколог. — Численность орнитофауны в Туапсе значительно ниже, чем в районе Утриша, Анапы. Но я, честно скажу, ждал здесь большего количества пострадавших пернатых. Если бы их было не 6, а 106, это значило бы, что в море, действительно, огромное нефтяное пятно».

По его словам, судя по тому, что птиц так мало, обработка сорбентом, откачка нефтесборщиками-скримерами (насос, который откачивает поверхностный слой воды вместе с нефтяным загрязнением), ограждение бонами — помогают успешно бороться с пятном. Эти работы успешно проводят службы морпорта Туапсе.

«Молодцы, не дают пятну разбежаться. Ветер не очень благоприятный, он прижимает пятно к берегу.

Локальные выбросы нефтепродуктов были только на диком Приморском пляже, в других местах выбросов мы пока не видим. Очень надеемся, что объемы утечки были небольшими. Многое зависит от толщины нефтяной пленки. Если толщина серьезная, то нефть растечется на большие площади. Если же на поверхности есть небольшая радужная пленка, то ее не так сложно убрать сорбентом», — сказал эколог.

Выбросы на Приморском пляже сфотографировала координатор штаба спасения птиц в Туапсе. По словам Романа Пукалова, снимки были сделаны 21 апреля, примерно в 17:00. Это дикий пляж, расположенный в километре к северу от морпорта. Эколог добавил: по снимкам нельзя сказать, что это огромное пятно с толстой пленкой.

Большие клифы или почему убрать нефть сложнее

Между тем, Жора Каваносян рассказал о другой проблеме: технически выбросы в Туапсе убирать сложнее, чем в Анапе. «Там — пологие берега, везде может подъехать уборочная техника, пройти волонтер. В Туапсе же — большие клифы (отвесный или очень крутой береговой обрыв — прим. ред.), иногда высотой в 20 метров. На некоторые пляжи, которые очень любят туристы, вообще без навыков альпинизма не попасть, — пояснил эксперт. — Соответственно, подобраться и вывезти нефть практически невозможно. Это очень серьезная задача».

По словам эколога, есть проблема и с галькой, а в Туапсе преимущественно именно такие пляжи. Да, в Анапе галечные пляжи вывели из зоны ЧС, но сложность в том, что невооруженным взглядом, например, с корабля, загрязнение, прослойки этой нефти между камнями не увидеть. «Соответственно, нужно именно пешком обходить и смотреть», — пояснил Жора Каваносян.

Ждать ли еще выбросов

Точных прогнозов, как и оценку масштабов бедствия, экологи давать не берутся. «Сейчас, мы к сожалению, не видим, где находится пятно», — говорит Роман Пукалов.

По его словам, тяжелые фракции нефтепродуктов утонут и никогда не поднимутся, так как в районе Туапсе буквально в 2 км от берега очень большая глубина. А вот легкие фракции остаются на поверхности — часть испаряется, часть остается плавать. «Самое главное сейчас их собрать», — сказал эксперт.

Жора Каваносян подтвердил, добавив, что средние фракции, чья плотность примерно такая же, как у морской воды, пойдут по течению. «У нас в Чёрном море течение закручивается против часовой стрелки. Это значит, что средние фракции пойдут в сторону Крыма и дальше — на запад». По его словам, дальше все будет зависеть от ветра. «Соответственно, мы сидим и гадаем, какой будет ветер. Если он будет дуть с запада на восток, то загрязнение начнет прибивать к берегам Туапсе. Это может стать крупной катастрофой для курорта. Пляжи могут закрыть, как это было в Анапе», — сказал эколог.

При этом он отметил, что в Туапсе физически нет такого количества флота и боновых заграждений, чтобы полностью локализовать пятно. Да и опыт «сетей Каляева», разработанных руководителем группы проектов развития «Сколтеха» Владимиром Каляевым, которые помогли сократить выбросы на побережье, не был масштабирован на Туапсе.

Чего ждать в сезон и как не допустить повторения

По мнению Романа Пукалова, ситуация очень и очень сложная, но паниковать не нужно. «Экологической катастрофы федерального масштаба в Туапсе не случилось. Пожарные продолжают работать на суше, локализуя возгорание. От них очень многое зависит. Как и от служб морпорта, которые занимаются ликвидацией пятна в море, — сказал он. — Если они его полностью обработали, то дальнейшего загрязнения побережья не будет».

Совет на ближайшие дни: если ветер дует в сторону суши, нужно постараться не выходить на улицу, не попадать под шлейф так называемого «нефтяного дождя».

По словам Жоры Каваносяна, надо учиться на ошибках и, соответственно, иметь группы оперативного реагирования. «Наверное, уже на всем побережье Черного моря должны быть запасы боновых заграждений, необходим соответствующие флот. Но самое главное — изменить ситуацию со страхованием», — подчеркнул эколог.

По его словам, это большая проблема. «Когда произошла экологическая катастрофа в Анапе, суммы страховых выплат совершенно не соответствовали тем затратам и тому ущербу, которые были в реальности, — пояснил Жора Каваносян. — Еще одна сложность: авария произошла в конце бюджетного года. Сначала ни в региональном, ни в муниципальном бюджете не было средств на ликвидацию. Тяжелая техника работала фактически бесплатно. Строительные компании, которые были в регионе, просто приехали помогать. Потом признали, что ЧС — федерального масштаба. Но первые примерно 10 дней денег на ликвидацию не было».

«Это проблема именно страховой системы, — подчеркнул Жора Каваносян. — Для того, чтобы оперативно убирать такие масштабные разливы, нужна нормальная страховка».

Говоря о последствиях подобных экологических бедствий, эксперты отметили, что флора и фауна, экосистемы восстановятся. «Это юг с достаточно богатым и устойчивым биоразнообразием, а не Норильск, к примеру, где подобная ситуация может привести к тому, что земля станет стерильной», — сказал Жора Каваносян.

Но он предупредил и о долгосрочных последствиях. «В 2010 году в Мексиканском заливе произошла самая крупная экологическая катастрофа в новейшей истории. Всего 14 китообразных погибли в моменте — именно из-за разлива нефти. В последующие 15 лет популяция снизилась на 75%. Если у нас будут разливы нефти каждые два года, мы просто потеряем дельфинов для наших детей и внуков. Нельзя будет прокатиться на катере в Черном море, наблюдая, как красивые дельфины сопровождают его, выпрыгивают из воды», — предупредил эколог.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на серый квадрат

1 комментарий

Алена
23 апреля, 20:28
А об обитателях леса подумал кто то? Что им пить, что есть, как выжить. Вымрут животные!!! Все беспокоятся, что без заработка останутся, а о живых существах, которые полностью зависят от человека, просто все молчат....

Новости по теме