Открытие турагентства: типичные ошибки, которые совершают директора

Главное — не строить иллюзий.

«Открою-ка я собственное турагентство» — наверняка, такая мысль рано или поздно приходит в голову каждого менеджера. Казалось бы, что тут сложного? Продавать специалист давно умеет, в направлениях разбирается, отельную базу знает на зубок, да и с клиентами общается на ура. Значит — пора двигаться дальше... Но не все так просто. На первоначальном этапе каждый начинающий директор допускает множество ошибок, в решении которых не всегда спасают знания и умения турагента. 

 

Ошибка № 1:
«Я все посчитал, мне хватит»

 

Нет, не хватит! Первоначальные затраты на открытие турагентства, конечно, не столь велики, как для открытия ресторана или ночного клуба. От этого у многих новичков появляется иллюзия: достаточно открыть агентство, продержаться на плаву какое-то время — и все заработает и начнет приносить прибыль. Но это далеко не так. Даже если вы просчитаете все, вплоть до закупки канцтоваров в офис, вам все равно не хватит денег. В процессе работы, как правило, появляется множество незапланированных расходов, к которым нужно быть готовым, иначе это может сказаться на итоговом успехе.

Причем расходы вас ждут не только на этапе открытия, но и в первые месяцы, а может, и годы работы — на самоокупаемость агентство выходит не так уж быстро. Важно иметь определенный капитал в запасе либо еще один бизнес.

Причем рассчитать стоит не только деньги, но и свои физические силы и нервы: туризм, сходятся почти все директора турагентств. — малобюджетный и очень затратный как финансово, так и морально бизнес.

 

Ошибка № 2:
«Да не нужен мне бизнес-план!»

 

Вторая крупная ошибка — некоторые, собираясь открыть фирму, пренебрегают разработкой бизнес-плана, ссылаясь на то, что и так все понятно: столько потратить на аренду, столько на зарплату и так далее. Но без внятного плана своих действий вам будет сложно, особенно если не просчитать возможные риски и пути их обхода.

Важно учесть, какие могут быть первоначальные затраты, примерно обозначить, когда вы ждете первых поступлений, на какой период окупаемости рассчитываете.

В том же бизнес-плане стоит обозначить такой пункт, как клиентская база и способы ее привлечения, даже если сейчас у вас вообще нет своих клиентов. А также какой объем продаж должно выполнять агентство, как этот объем наращивать. Питать иллюзию, что вы откроетесь и начнете сразу хорошо работать, не стоит.

Немаловажно в бизнес-плане проработать несколько сценариев, по которым может пойти деятельность турфирмы в первое время, как минимум два: самый позитивный — когда у вас море клиентов, и самый негативный — если никто к вам не идет, несмотря ни на какие меры.

 

Ошибка № 3:
«Не буду тратиться на опытного менеджера»

 

В только открытое турагентство не стоит брать менеджеров без опыта работы, иначе клиентскую базу быстро вам сформировать не удастся. Представьте, человек заходит в новую фирму и так с недоверием, а тут его начинает консультировать сотрудник, который не отличит Эмираты от Израиля. Естественно, в таком случае клиент надолго не задержится, да еще и друзьям всем расскажет о вашем непрофессионализме.

На супер-профессионалов рассчитывать тоже вряд ли стоит, если только вы не готовы сразу обеспечить им супер-зарплату. Но менеджера с опытом, готового работать над собой и развивать фирму, найти можно, считают состоявшиеся владельцы турагентств.
Но главное, считают коллеги, опыт в туризме должен быть у самого начинающего директора.

 

Ошибка № 4:
«Сделаю все как в Пупкин-тур»

 

Чаще всего идея открыть агентство приходит менеджерам, уже работающим в какой-нибудь туристической компании. С одной стороны, это несомненный плюс — человек разбирается в продажах, знает, какие направления более выигрышны, знаком с договорами, путевками и прочими секретами туристической кухни. С другой — это же может быть и минусом: создавая новую фирму, можно сделать ее просто «клоном» прошлого места работы.

Однако чаще всего это проигрышная идея: во-первых, при создании агентства должна быть какая-то оригинальная идея, нужно создавать собственный неповторимый образ. Во-вторых, и в общении с клиентом надо идти от его запросов, а не копировать манеру поведения с прошлой работы. «Большая ошибка — быть одним из сотен. Надо чем-то выделяться, — сходятся во мнении профессионалы. — Растет новая категория клиентов, которые разбираются в брендах. В этой ситуации важно выделиться. Возможно, дизайнерски обустроенный офис на пешеходной улице, дополнительный клиентоориентированный сервис, а может и сервис, который мало кто предоставляет, — все это может обратить на вас внимание и помочь утвердиться в вашем городе  или районе.

 

Ошибка № 5:
«Зачем мне сайт? Я и так раскручусь!»

 

Конечно, затраты еще и на собственный сайт для молодого агентства кажутся непозволительной роскошью. Но профи замечают: без интернет-странички турагентству не обойтись... В нынешний век Интернета только ленивый не зайдет на сайт компании, в которую собирается обратиться. Поэтому в ваших же интересах сделать сайт наиболее удобным для туриста, информативным, а также — постоянно обновлять важные разделы.

К оформлению сайта тоже необходимо отнестись с большим вниманием: типовые, как попало сделанные сайты производят только негативное впечатление, и вряд ли турист к вам придет.

 

Ошибка № 6:
«Буду отправлять на отдых друзей и родственников»

 

«У меня так много друзей, которые часто ездят отдыхать, так что клиентская база на первое время мне обеспечена» — даже не рассчитывайте на это! Как показывает практика, друзья и родственники — самые неблагодарные клиенты.

Многие турпрофи уже прошли этап, когда друзья сначала просят подобрать тур подешевле, потом просят скидку, а услышав, что ее не будет, уходят бронировать подготовленный тобой турпакет к прямым конкурентам. Так что лучше сразу не настраивать себя на то, что близкие люди составят основу твоей клиентской базы.

Именно поэтому о потенциальной клиентской базе стоит задуматься еще на этапе подготовки: посмотреть, на какой сегмент рынка вы будете делать ставку: отдых школьных групп, студентов, семейный отдых или ВИП-сегмент.

 

Ошибка № 7:
«Я работал менеджером — смогу и руководить»

 

Продавать туры и быть руководителем турфирмы — абсолютно разные вещи. Ошибочно полагать, что, если вы успешный «продажник», сможете и управлять бизнесом: собрать коллектив профессиональных единомышленников и развивать компанию, это совершенно другой вид деятельности. Управлению нужно учиться: можно самостоятельно читать литературу либо получить дополнительное образование. «В любом случае надо понимать процессы, происходящие внутри бизнеса, учиться его вести», — подчеркивают опытные руководители.

 

Ошибка № 8:
«Я видел много договоров, составлю как-нибудь»

 

В сфере туризма в последнее время происходит все больше судебных разбирательств между туристами и турагентствами. Если неграмотно составить договор, то вы всегда будете в проигрыше.

И рассчитывать в этом вопросе только на себя — если у вас нет юридического образования — серьезный риск, лучше обратиться к грамотному юристу, который учтет нюансы. Это спасет вас в будущем. То же самое и с ведением бухгалтерии. Не надо полагаться на авось, лучше проконсультироваться с опытными руководителями.

 

Ошибка № 9 —
строить иллюзии в принципе

 

При подготовке этого списка ошибок мы опросили несколько десятков директоров турфирм из разных городов. И большинство из них сошлись во мнении: главное — не строить вообще никаких иллюзий.

Открыть турагентство сегодня довольно просто, а вот действительно войти на туристический рынок и начать зарабатывать — крайне сложно: в крупных городах и так существует множество турагентств на любой вкус и кошелек, а в маленьких городках туруслуги не столь и востребованы. Поэтому стоит изначально взвесить все за и против, оценить свои силы и поставить четкую цель: чего именно вы хотите добиться.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

7 комментариев

Анастасия
13 ноября, 19:41
Почти со всем не согласна) По моему опыту:
1. «Я все посчитал, мне хватит». Я открывала фирму без вложений вообще, работала на своей базе, первые полгода - совмещая с работой в не туристической фирме, встречалась в кафе, приезжала к клиентам на работу - они меня знали и доверяли. Потом уже сняла офис, стоил 5000 руб. в мес. (Москва, 6кв.м.), я сама там не то что полы мыла – я там стены красила и ремонт делала лично.
А так да - денег на развитие можно вбухать неограниченно.
2. Бизнес-план не составляла, его пишут больше для инвесторов, для партнеров, еще для кого-то, но не для себя, мне кажется. Был у меня до этого один проект, делала красивый бизнес-план, по всем правилам, до сих пор в ящике валяется…
3. Я сама опытный менеджер) Первого менеджера брала без опыта на полставки – сомневалась, потяну ли с опытом, да и задачи были просто помогать мне с «простыми» заявками, ездить куда-то и т.д.
4. «как в Пупкин-тур». Правда в том, что по-настоящему ярких и заметных агентств не так уж и много. Смысл изобретать колесо? Лучше просто качественно делать свою работу, и люди потянутся) Позаимствовать удачные идеи и выкинуть неудачные – вполне можно.
5. «Зачем мне сайт?» - опять же, если мы говорим про открытие турагентства менеджером, первое время вполне можно обходится без сайта или с сайтом-визиткой. Многим хватает групп в соцсетях. При таком раскладе работает сарафанное радио, и на сайт мало кто смотрит.
6. «Буду отправлять на отдых друзей и родственников» - моя основная база пошла именно с них. С той поправкой, что ориентироваться надо не на близких друзей и родственников, а на знакомых. В этом плане у меня было большое разочарование, когда часть хороших друзей остались при «своих» турфирмах, но сейчас понимаю, что так даже лучше)
7. Вот с этим соглашусь. Когда я была менеджером, думала, что руководить очень легко, оказалось - дико сложно. Но всему можно научиться с опытом)
8. «Я видел много договоров, составлю как-нибудь» - ну как бы, если человек работал в турфирме, можно просто позаимствовать договор той турфирмы) Хотя я подробно изучила несколько договоров, в том числе рекомендованых ТО, а также договора агентство-ТО и законы, и скомпилировала свой.
9. «Строить иллюзии». С этим пунктом согласна на 100%! Если бы вернуться назад, я бы вообще пошла в другую отрасль) В туризме нет огромных прибылей, зато есть постоянный риск, что кто-то обанкротится, что начнется кризис в стране, что на популярном курорте вспыхнут волнения, тайфуны, ураганы, войны… А отвечать прийдется вам. Об этом никогда не думаешь, пока ты менеджер.
Меня лично спасает только огромная любовь к туризму, к людям, и наверное капелька везения) Иногда думаю, что в другой сфере могла бы получать больше денег, но точно ни в какой другой сфере я не получала бы больше удовольствия от работы, несмотря ни на что.
Татьяна
19 сентября, 19:15
Я тоже согласна со статьей. Но прям так и вижу очередного менеджера, читающего эту статью и приговаривающего "Я не такой (-ая)", "Ну у меня-то точно получится", "Я крутой (-ая)", "ну я то умный (-ая), я уже скопировал (-а) базу агентства, в котором работаю"....

И за зиму, к весне, опять начнут открываться новые турагентства, как грибы после дождя(((
Андрей Александрович (Ростов-на-Дону)
19 сентября, 18:45
Несмотря на все перечисленные ОШИБКИ, множество турагентов (и не только) открывают новые конторы...
Кто-то уже "перезимовал", кто-то прожил несколько сезонов.
А поначалу НИКТО не привлекает ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ бухгалтеров, юристов, так как это ДОРОГО!
Алена
19 сентября, 18:45
Да, абсолютно согласно со статьей.Могу подписаться под каждым словом и наверно, еще добавила, что бы расти развиваться нельзя стоять на месте.Необходимо идти в ногу со временем и держать руку на пульсе во всех направлениях.Как только застрял на месте - это первый шаг к закату.Аренда не аренда согласно это спорно.Но то, что сам должен в начале ножками и ручками поработать и устоять -это точно.Тогда и помощников можно брать.
Елена
19 сентября, 13:59
Евгению - проходили - сами и полы иногда мыли :-)) И работаем в собственном офисе. Знаю массу агентств, работающих "все в одном лице". Все варианты имеют право на существование. Но! Вот в чем согласна со статьей - увы - туризм - низкобюджетен, как отрасль. И этим сказано все.
Лариса
19 сентября, 13:04
ПОлностью не согласна с комментарием Евгения. Можно прекрасно работать на аренде не вкладываясь в преобретение недвижимости. Необходимо нанимать профессионалов ,хороший грамотный бухгалтер Ваш первый друг. Достаточно грамотно прошлись по типичным ошибкам.Про то состоялась фирма или нет )))) Можно проработать 20 лет ,а потом Вас сметет более сильный игрок на рынке .Наиболее яркий пример банкротство Ланта тур и еще достаточно большое количество операторов ,а вместе с ними и тур фирм ,которых просто смели с рынка более мощные и сильные игроки с финасовым и административным ресурсом. Выворачиватся для клиента для качественного обслуживани - со временем вы просто выгорите эмоционально. Ваш сценарий безусловно возможен Евгений. В этой жизни возможно все ,что мы пожелаем и сделаем сами...+ - . Без Уборщиц и бухгалтеров о грамотном обслуживании очень скоро Вам придется забыть. Решите сами для себя или вы бухгалтер или уборщик или директор (возможно собственник) Универсальные солдаты чаще других дают сбои.
Хорошая статья и ошибки перечисленны классические.
Эдуард
02 октября, 12:57
На 100% согласен с Евгением. Сам являюсь "в одном флаконе" - курьер, бухгалтер, менеджер, директор. Раньше был еще уборщиком помещения. Потом стало мало времени - нанял специалиста по этому делу. Теперь у меня есть я и уборщик помещения. За всё время работы понял - если у тебя нет финансовой поддержки со стороны (мамы, папы, жена, дети), которые будут тебя одевать, кормить, терпеть - в этом бизнесе делать нечего. Более того, если Вы уже влезли в этот бизнес и не дай Бог не получилось - сложно Вам потом куда-либо на нормальное место устроиться... Сфера деятельности никому не нужная. Если только идти по этой тропе до конца своей жизни. Причем жизнь будет необеспеченной. Вывод - идите лучше создавать другой бизнес!!! Не мешайте уже существующим!
Евгений
19 сентября, 14:27
Вы, Лариса, неоднократно указываете на то, что статья хорошая и грамотная. Но изначального смысла её не поняли похоже, так же как и моего поста. Речь не о мне и не о Вас, а о новичках! Можно конечно работать на аренде, открывая второй-третий офис так и выгоднее даже. Конечно же нужно брать хороших менеджеров и бухгалтер грамотный не помешает. НО! Все это после того как новичок перестанет быть таковым. Только режим жесткой, при этом разумной конечно же, экономии - залог возможного успеха на начальном этапе.
За последние несколько лет четверо моих клиентов открывали свои турагентства. Красивые офисы, менеджеры, бухгалтер конечно же, программист для разработки и поддержки сайта и т.д. и т.п. Как Вы уже догадались они снова мои клиенты. Норма прибыли видите ли не та. Так оно и есть. И это, пожалуй, главное что нужно знать ничинающему директору турагентства.
Евгений
19 сентября, 11:14
Здравствуйте. У любого новичка, по-моему, один путь: открытие агентства в собственном, а не арендованном офисе, работа только самому (самим) без наемных менеджеров, никаких бухгалтеров, программистов, уборщиц и т.д. Да, да - все сами, все ручками. И если в таком режиме новичок перезимовал, то шансы его на вход в рынок существенно повышаются. Дополнительной поводом для хорошего исхода является отсутствие затрат на рекламу и позиционирование себя как компании, которая "вывернется наизнанку" для качественного обслуживания и сопровождения клиентов, но скидку не дает. Возможно ли такое, спросите Вы. Возможно. Утверждаю это. И если в таком режиме поработать 5-7 лет, то можно говорить, что туристическая компания состоялась.
Наталья
19 сентября, 17:42
Здравствуйте! Немножко не согласна, турфирму можно открывать и в арендованном помещении (желательно, что бы была большая проходимость).Согласно в том, что без наемных менеджеров, никаких бухгалтеров, программистов, уборщиц и т.д.( Можно , конечно, и наемные менеджеры, но зарплата должна зависеть от количества проданных туров, что бы заинтересовать человека).А реклама, конечно очень нужна!!! А вот про скидку я тоже не согласна. Порой приходится давать. Иначе турист подберет у вас тур и пойдет выкупать его в соседнем агентстве, где дадут скидку

В Анталье вновь предупредили о риске закрытия отелей летом-2025

Они не могут выполнить правила пожарной безопасности

В Анталье вновь предупредили о риске закрытия отелей летом-2025

В Анталье чиновники обеспокоены судьбой летнего сезона. В муниципалитете Муратпаша заявили, что отельеры не в силах устранить выявленные в результате массовых проверок после трагического пожара недостатки, и объектам грозит закрытие.

Как уточнили в администрации, по запросу Министерства культуры и туризма пожарная служба проверила в общей сложности 294 объектов размещения. В 191 из них были обнаружены нарушения пожарной безопасности.

«В этом контексте наш муниципалитет действовал в полном сотрудничестве со всеми соответствующими учреждениями и организациями для устранения недостатков. И предоставил предприятиям срок до 31 мая 2025 года. Однако, хотя прошли десятки дней, существенного прогресса достигнуто не было. Этот привело к полной неопределенности для бизнеса», — сообщили там.

Чиновники подчеркнули, что они активно участвовали в процессе, но на данный момент исчерпали свои возможности. И теперь вся ответственность лежит на Министерстве культуры и туризма.

«Мы больше ничего не можем сделать. В частности, требование к огнестойкой краске, предусмотренное в нормативных актах, невыполнимо. Она не производится в Турции, а ее импорт из Европы — это дополнительные расходы и временные затраты. Единственное решение — расширить категорию огнестойких красок в регламенте за счет продукции, которая производится в нашей стране или может быть поставлена в короткие сроки. В противном случае неизбежно прекращение деятельности многих отелей нашего района», — заявили в муниципалитете Муратпаша.

Добавим, что списки отелей Турции, которые получили предупреждения пожарной службы из-за выявленных недостатков, нигде не публикуются. Очевидно, что бизнес пытается решить все проблемы тихо, не обрушив себе продажи прямо перед сезоном. Однако пока неясно, как отреагирует регулятор на просьбы отельеров. Ранее Profi.Travel сообщал, что коллапс с закрытием большого количества объектов размещения вряд ли случится. Однако дополнительные траты, которые вынуждены будут нести отели, могут еще повысить стоимость размещения.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Отельеры: проблема Турции — восприятие ее туристами как дорогой страны

Система питания «Все включено лайт» не спасает от подорожания отдыха

Отельеры: проблема Турции — восприятие ее туристами как дорогой страны

«Наша самая большая проблема — восприятие нас как дорогой страны», — заявила президент Ассоциации отельеров Турции (TÜROB) Мюберра Эресин, выступая на заседании в Стамбуле. Об этом сообщает турецкое издание Turizm Guncel 5 мая.

Глава ассоциации напомнила, что в 2024 году Турция приняла 62,3 млн туристов и получила от них 61,1 млрд долларов дохода. А цель, поставленная министерством культуры и туризма на 2025 год — 65 млн гостей и 64 млрд долларов. «Мы продолжаем работать изо всех сил, чтобы достичь этой цели. Самое главное препятствие на пути к ее достижению в текущем году — это восприятие Турции за рубежом как «дорогой страны». Мы можем преодолеть эту ситуацию только с ростом валютных курсов», — сказала она.

Ее слова подтвердил генеральный директор сети турагентств в 29 странах Европы Schmetterling International Омер Караджа. На съезде агентов в Анталье он предупредил о риске снижения спроса на отдых в Турции из-за стремительно растущих цен, передает Turizm Ajansi.

Омер Караджа отметил, что в настоящее время продажи идут высокими темпами, однако изменения будут наблюдаться в долгосрочной перспективе. Он призвал турецких отельеров к действиям, «пока спрос не упал и не стало слишком поздно».

По его словам, превращение турецких отелей в курорты мирового класса происходит слишком быстро, и лишь в отдельных случаях они действительно соответствуют принятым международным стандартам. Глава сети подчеркнул: турецкие отельеры устанавливают цены, ориентируясь на конкурентов, но при этом зачастую не принимают во внимание отличие от них по качеству, а также не учитывают разницу в целевой аудитории. Это приводит к снижению спроса и оттоку туристов на другие направления, такие как Египет или Болгария, пояснил он.

Коснулся эксперт и темы пакетов «Все включено лайт», которые начали предлагать отельеры в целях снижения стоимости своих услуг. Такая система питания не включает алкогольные напитки. По мнению Омера Караджа, полностью этот вариант проблемы с растущими ценами на отдых в Турции не решает. Вопрос не только в алкоголе, а в общих издержках, которые несут отельеры, поэтому даже с пакетом «Лайт» отдых не выглядит для туристов выгодным, заключил он.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Статьи по теме