Похоронит ли закон о гидах авторские экскурсии?

Профессионалы турбизнеса поделились мнениями о последствиях принятия законопроекта.

Похоронит ли закон о гидах авторские экскурсии?

В ближайшее время Госдума должна рассмотреть во втором чтении закон о гидах, расколовший профессиональное сообщество на два непримиримых лагеря. Документ вводит три основных правила: работающие в России гиды и экскурсоводы должны иметь гражданство РФ, раз в пять лет проходить обязательную аттестацию и ограничивать свою деятельность регионом проживания (или тем местом, где они аттестованы). Два последних положения угрожают сегменту авторских экскурсий, который может попросту исчезнуть. Мы поговорили с экспертами, чтобы выяснить, насколько серьезна ситуация.

Кому нужен закон?

Сторонники закона — гиды-переводчики, экскурсоводы, работающие с организованными потоками туристов, — ратуют за легализацию профессиональной среды, где аттестат привычно воспринимается как доказательство необходимого образования, компетенции, что исключает проникновение на рынок недобросовестных работников. По их мнению, любая профессиональная деятельность должна регулироваться и контролироваться законом, который гарантирует качество предоставляемых услуг или товаров.

«Закон о гидах закрепляет уже существующий порядок, направлен на регулирование нашей деятельности, установление порядка оказания услуг, он, по сути, поддерживает саму профессию», — считает вице-президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Марина Крессова. Эксперт отмечает, что любая специальность предполагает наличие образования, аттестата и владение методикой. «Ни один математик, филолог, историк, биолог и т.д. не может преподавать в школе или ВУЗе, не пройдя педагогической аттестации или курса повышения квалификации. И у нас тоже есть своя методика, которую надо знать. Не может быть гида Шуховской башни или Новослободского метро. Гид, экскурсовод — это именно профессия, а не какой-то придуманный творческий функционал. Мы выполняем свою работу, получаем за это деньги, платим налоги и хотим заниматься своим делом легально», — подчеркнула она.

В чем загвоздка?

По словам противников закона, он не соответствует реалиям рынка, в частности никак не учитывает существование авторских, или тематических, или клубных экскурсий. Действительно, названий у этого продукта много, но главное, что последние десять лет сформировался вполне заметный пул его ценителей. А значит, объясняют эксперты, это явление никак нельзя игнорировать, ему необходима интеграция в профессиональную среду, в том числе и в ее правовое поле.

Основатель экскурсионного бюро «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов сформулировал на своей странице в Facebook, почему он выступает против нового закона: «Экскурсия — это медиа. Это один из способов донести до людей важные для тебя знания и ценности. Если ты искусствовед — через экскурсию ты доносишь до людей свой подход к интерпретации искусства. (...) Если ты градозащитник — через экскурсию ты спасаешь наследие. Вспомним опыт Архнадзора или инициативу Александра Селиванова по ежедневному дежурству экскурсоводов вокруг Шуховской башни. (...) Если ты университетский преподаватель — через экскурсию ты формируешь профессиональное зрение у своих студентов».

По его словам, законопроект направлен исключительно на защиту русского гида от китайского /развернуть/

Такая проблема, действительно, существует внутри профессионального сообщества. «Но разве заслуживает она того, чтобы запретить заниматься своим делом историкам и искусствоведам, музейным работникам и градозащитникам, учителям и вузовским преподавателям, экологам и социальным активистам, библиотекарям и работникам культуры? Надо признать, что экскурсии — давно уже не для туристов. Экскурсии — для нас. Экскурсии — это язык, на котором наше общество договаривается», — резюмирует экскурсовод-инженер.

Создатели авторских экскурсий опасаются остаться вне закона и не иметь возможности работать для своих постоянных «слушателей». Недавно на волне противостояния сторонников законопроекта и его противников последними был создан Союз экскурсоводов России. В декларации нового объединения, в частности, говорится: «члены Союза не поддерживают создания препятствий для осуществления экскурсионной деятельности, в том числе таких, как обязательность аттестации, обусловленность аттестации получением дополнительного образования, необходимость регулярной переаттестации, региональные ограничения права на проведение экскурсий, местный протекционизм и так далее».

Экскурсовод, автор проекта «Совсем Другой Город» и член нового Союза экскурсоводов России Ирина Стрельникова считает, что надо разделять традиционные массовые обзорные экскурсии, которые можно приобрести у туроператоров, и экскурсионно-краеведческие проекты клубного типа по углубленно-архитектурной, узкоспециальной тематике истории региональной промышленности, торговли, банков, по истории литературы или театра, инженерии, по генеалогии значимых для истории России родов и т.д. «Это уникальный опыт России, практически не имеющий аналогов в мире», — говорит она.

«Такого рода экскурсионные клубы держатся, прежде всего, на личностях — на конкретных экскурсоводах-авторах и лояльной им постоянной аудитории, как правило, весьма взыскательной», — поясняет Стрельникова. «Если из-за закона прекрасные специалисты будут вынуждены уйти, проиграет в первую очередь именно потребитель», — продолжает эту мысль директор «Музея истории Екатеринбурга» Сергей Каменский. Он уверен, что авторские экскурсии не конкурируют с массовым продуктом: «Мы как музей вообще-то должны выступать за ограничение рынка, у нас есть аттестованные гиды, аттестованные маршруты. Но мы развиваем „Школу гидов“, понимая, что важно поощрять интерес к изучению истории и наследия своего региона, предоставлять образовательный сервис. Самые мотивированные потом могут начать водить экскурсии, и как мы видим на практике, это будут отличные проекты, от всей души, любительские в самом лучшем смысле этого слова. В целом мы исходим из сверхзадачи — глобального роста отрасли, чтобы у нас было не 100 тыс. экскурсантов, а миллионы, как это было в Советском союзе. Надо работать всем вместе, развивать сферу целиком». Авторскими турами «не столько удовлетворяется, сколько формируется спрос на туристический продукт, умножается внутренний туризм, оживляется экономика посещаемых регионов», — добавляет Стрельникова.

Контроль качества

Так можно ли говорить про контроль качества без обязательной аттестации — не только для гидов-переводчиков, работающих с группой иностранных туристов, но и для создателей авторской экскурсионной программы? Противники закона уверены, что потребитель сам «просеивает» рынок. «Качество клубного туристического продукта, рассчитанного на возвратного потребителя, прекрасно оценивается „рублем“ слушателя», — поясняет Стрельникова. «Конечно, и в сегменте авторских маршрутов есть то, что не совсем соответствует представлениям о качественных экскурсиях, но рынок эти вопросы сам решает: хороший гид выживет, плохой погибнет: естественный отбор», — согласен с коллегой Каменский.

С другой стороны, пока рынок отфильтрует качественный продукт, экскурсовод-самозванец может взять деньги за свои недостоверные рассказы не с одного десятка человек. С такой точкой зрения согласен создатель Moscow Private Tours и Live Tours Moscow Слава Холопов. Он написал под постом Багаутдинова: «Экскурсовод — профессия, нельзя идти на операцию к врачу, у которого нет образования, нельзя садиться в самолет, в котором пилот выучился на видео из ютюба и т.д. Я согласен с тобой только в том, что нельзя давать Ассоциации монопольное право на сертификацию». Ученый-биолог, преподаватель Виктор Кузеванов продолжает эту мысль: «Аттестация — это не дискриминация, а периодический объективный контроль соответствия уровня и знаний экскурсовода современной ситуации в сфере научно обоснованных знаний и методике экскурсионной профессиональной работы. Иначе экскурсовод может „лапшу на уши вешать“ экскурсантам, рассказывать просто привлекательные ложные и скандальные байки, в итоге дискредитировать учреждение и место экскурсии».

Видение выхода из ситуации у каждой из сторон свое. «Мы осознаем, что туристической индустрией востребована система подготовки и аттестации кадров для добросовестного обслуживания традиционного массового клиента. Решением проблемы гарантии качества экскурсий для туристических компаний и самих туристов должна стать добровольная аттестация, дающая возможность подтвердить свою квалификацию тем гидам и экскурсоводам, которые работают в массовом туризме. Необходимо создать общедоступный реестр аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков. И все, больше ничего не надо: турфирмы и клиенты, ищущие именно аттестованного специалиста, будут знать, где его взять», — уверена Стрельникова.

В то же время сторонники законопроекта уверяют, что профессионалы и так легко смогут остаться на рынке и продолжать свою деятельность, в том числе по продвижению авторского продукта. «Регулирование предполагает, что первичную аттестацию могут получить лица, которые подтвердят свой стаж, имеют публикации и реализуют экскурсионные проекты», — напоминает Крессова. А для тех, кто создает и проводит авторские экскурсии, тоже есть ниша. «Во Франции есть такая категория „гид-лектор“, в нашем законе это тоже оговаривается, то есть вы можете быть преподавателем в Университете или у вас своя школа, бюро, которое организует эти выездные лекции», — поясняет эксперт.

Что касается межрегиональных маршрутов, то автор тура вполне может читать свою лекцию по дороге — это так называемая путевая информация. «Да, по прибытие на объект надо передать туристов местным гидам, и это нормально, они живут в этом городе, хранят и интерпретируют его культурно-историческое наследие, и им тоже нужно зарабатывать. Кроме того, у каждого региона могут быть свои информационные интересы. Почему бы не работать совместно?» — говорит эксперт.

Оба эти решения, по мнению участников отрасли, имеют свои недостатки: добровольная аттестация и реестр экскурсоводов не позволит контролировать качество эксклюзивного, клубного продукта, а обязательная так или иначе выдавит большинство творческих людей из отрасли, а кроме того, приведет к удорожанию туроператорского продукта: если вместо одного гида в сборной экскурсии придется нанимать 4-5 специалистов, то и стоить такой тур будет заметно дороже. По мнению ряда экспертов, примирить оба лагеря и помочь сохранить баланс на рынке могло бы введение в закон понятия «авторская экскурсия», его легализация. Но здесь, например, нужно учитывать, что разработать методику по всему спектру тем не представляется возможным, поэтому прежде предстоит еще проделать большую работу для определения явления авторских экскурсий в документе так, чтобы не пострадал ни потребитель, ни экскурсовод.

Редакция Profi.Travel постаралась объективно представить мнения и аргументы той и другой сторон. Предлагаем нашим читателям представить свою позицию в комментариях: нужен закон о гидах или нет, и в каком виде?

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

9 комментариев

Удовиченко М.
20 апреля, 17:41
Экскурсовод - это профессия и есть профстандарт. Не надо юлить
Смольская Наталия
14 июня, 21:52
То, что экскурсовод должен иметь высшее историческое образование всегда было прописано в правилах проведения экскурсий. Но турфирмы часто сами игнорируют этот момент, приглашая кого попало. И еще: наши экскурсии- это наше ноу-хау. Это мои бесценные знания, приобренные за многие годы, мой опыт- почему я должна буду выкладывать это каким-то людям из комиссии, которые потом могут ими воспользоваться, получив их даром, "на раз". Это вообще что?! А уж требование водить только в своем регионе и/или только по аттестованному направлению- у любого опытного гида как минимум наработано маршрутов 30. Аттестация платная. И что? Очевидно, что кто-то создает себе неплохую кармушку, прикрываясь печалью о "качестве".
Каспаров Павел
21 мая, 08:25
К вопросу об аттестации в сфере экскурсоведения.
Мы все немного забыли, что вопрос авторства и аттестации - это всё тот же вечный вопрос - А судьи кто? из монолога Чацкого в "Горе от ума" великого А.С. Грибоедова.
Мне например даже любопытно, какая-такая комиссия будет рассматривать уровень моих знаний и каким-таким образом оценивать мой опыт в проведении индивидуальных (не более 4 человек) авторских экскурсий в регионе КавМинВод и по ущельям Кавказа.
Образование у меня высшее университетское, специальность географ, когда-то, ещё на третьем курсе института закончил курсы инструкторов по туризму, работал инструктором на турбазах в Дигории и Кисловодске.
В спорте занимался альпинизмом, горным туризмом, скалолазанием (вместе с друзьями делал первые скалодромы в Кисловодске), люблю горные лыжи.
Работал землеустроителем города в АПУ г.Кисловодска, затем начальником Лаборатории по контролю атмосферного воздуха на КМВ и Государственным инспектором по охране атмосферного воздуха на КМВ, заместителем председателя комитета по охране природы КМВ, участвовал в разработке ТерКСОП КМВ.
Считаю индивидуальные авторские экскурсии основным перспективным направлением развития туризма в России.
Полагаю, что загонять всех кто занимается экскурсиями под существующие туристические бюро и агентства, большая ошибка и не имею никакого желания работать на содержание их аппарата (директор, бухгалтер, водители, агенты и др.).
Думаю, что автобусный туризм давно себя изжил, а в нынешних условиях (пандемии) тем более и держится только за счёт сложившихся стереотипов.
Каспаров Павел
21 мая, 08:45
Добавление.
Везу я индивидуальную экскурсию из Кисловодска в Долину Нарзанов и по пути выезжаю из г.Кисловодска Ставропольского края, проезжаю Карачаево-Черкесскую республику и прибываю в ур.Долину Нарзанов Кабардино-Балкарской республики, могу себе представить, что будет, если аттестация будет по субъектам. Минимально взрослые люди должны понимать какой Ящик Пандоры открывается, мечта мздоимцев - лизенция на ходьбу, дыхание и т.д. - неужели это непонятно.
Алла
14 августа, 18:22
Мое мнение: закон о гидах необходим обязательно с учетом тех 3 выше обозначенных пунктов, но! с оговоркой. А) касательно гражданства РФ - тут все понятно, это должно быть обязательным условием. Б) аттестация - для действующих экскурсоводов и гидов-переводчиков единственная после принятия закона; для новичков - итоговая после прохождения обучения. Не вижу в этом особых проблем, если гид профи. Но считаю, что необходимости в регулярной аттестации каждые 5 лет нет, достаточно одной. Каждый гид - профессионал и фанатик своего дела, он регулярно занимается самообразованием, учитывает в своей работе новые реалии, события и т.д., включая соответствующую информацию в свои экскурсии. В) Что касается аттестации по месту проживания/сдачи экзамена, считаю, что это логично. Не может гид, работающий, к примеру, в Москве, провести качественную экскурсию, скажем, в Казани. Поэтому будет правильно гиду Москвы сдать аттестацию в своем регионе, а гиду из Казани в своем родном городе с лицензией на проведение экскурсий по всей республике Татарстан. Границы деятельности гидов должны определяться изначально областью, республикой, краем. Но при желании можно сдать аттестацию на проведение экскурсий и в соседних регионах. Как это организовать, необходимо будет учесть в законе. У всех аттестованных гидов должны быть нагрудные знаки отличия, это очень важно. Что касается нелегалов, их можно достаточно просто контролировать, главное было бы желание. Здесь можно учесть опыт европейских стран, особенно Австрии, где достаточно строго подходят к "левым" гидам. Интересно, законотворцы будут учитывать наше мнение?
Иностранный гражданин
27 ноября, 13:01
Алла, насчёт гражданства я с Вами не согласна. Мой родной язык – русский, и говорю я на нём чище, чем многие граждане РФ. Некоторые мои знакомые коренные москвичи и половины не знают того, что знаю я о их родном городе. При этом российского гражданства у меня нет. Сегодня я гражданин другой страны, а завтра могу получить российский паспорт. И что коренным образом изменится во мне? Вместе с паспортом РФ я получу какие-то дополнительные знания или способности? Не вижу объективных причин, по которым я не могу получить аккредитацию, являясь гражданином другой страны.
Гость
14 августа, 15:54
В таком случае, нужно вернуть лицензирование и турагентств, там вообще все нелегалов сидят..
Очкина Ксения, экскурсовод
14 августа, 13:08
Аттестация должна быть разовая и национальная. Достаточно один раз подтвердить, что умеешь водить экскурсии зачётом этой самой экскурсии. И всё. Когда постоянно водишь экскурсии не за чем каждые пять лет подтверждать это умение. Весь контент не проверишь. Сейчас гораздо больше ляпов в выпускаемой литературе, СМИ и пр., а не у экскурсоводов И это именно ляпы, а не "другое видение".
Каспаров Павел
21 мая, 08:32
Ксения - согласен с вами.
Очкина Ксения, экскурсовод
14 августа, 13:11
Добавление. С китайскими нелегалами проще бороться, лишая визы недобросовестных турлидеров.
Екатерина Добронравова
13 августа, 22:42
Не понимаю, в чем проблема для творческого человека сдать базовый экзамен, подтверждающий основные профессиональные навыки? Я, честно говоря, тоже считаю, что творчески подхожу к своей работе, но экзамен на добровольную аттестацию в свое время с удовольствием прошла. Закон никак не ограничивает проведение ярких, необычных экскурсий после прохождения стандартной аттестации.
Мне кажется, главное, чтобы аттестацию проводил именно орган государственной власти, чтобы процесс аттестации не был бы отдан на откуп каким-нибудь левым структурам - ассоциациям, учебным заведениям и т. п.
И важно максимально защитить статью о требовании российского гражданства. Иначе мы рискуем потерять значительную часть материальных и нематериальных доходов от въездного туризма. Ситуация уже сейчас довольно критическая.
Михаил Бураков
13 августа, 22:26
Закон, безусловно, очень нужен, отечественная туротрасль ждет его уже лет пять.
Главное в законе - требование российского гражданства для деятельности экскурсовода и гида-переводчика. Да, это поможет, в числе прочих, решить китайскую проблему, и это само по себе важно, но не только. Закон в целом необходим для внутреннего и въездного туризма, особенно для регионов, развития местных бизнесов и занятости.

Поддерживаю комментарий уважаемой Юлии Дмитрюковой, все верно.
Юлия
13 августа, 20:58
Закон нужен. При этом, было бы неплохо, чтобы каждый регион самостоятельно определял форму аттестации. Например, Москва и Петербург не заинтересованы, чтобы в этих города работали гиды из других регионов. А какой-нибудь другой регион, где нет готовой системы подготовки гидов, да и самих гидов не хватает, мог бы принять иное решение - например, работать у них гидам, имеющим региональную аттестацию, или допустить к аттестации гидов из других субъектов РФ.
И, конечно, допуск к аттестации не должен предполагать предварительное обучение на каких-то определенных курсах. Должна быть возможность сдачи экзамена и тем, кто имеет большой опыт в данной сфере, но курсов не заканчивал. Таково мое мнение.
С уважением,
Юлия Дмитрюкова, московский экскурсовод и гид-переводчик.
Роман
14 августа, 11:11
Скажите, пожалуйста, Юлия: "Нужно ли лицензировать музыканта каждые пять лет и в каждом регионе"?
И в чём отличие экскурсовода от музыканта?
Вы же понимаете, что экскурсия не равна операции/диангозу/рецепту. Так ведь и врачей не лицензируют по регионам.

Не в Azur`е: в Турцию туристов будет возить новая авиакомпания

Что стоит знать агентам и их клиентам

Не в Azur`е: в Турцию туристов будет возить новая авиакомпания

Anex и «Интурист» пересаживают туристов из некоторых регионов с рейсов в Анталью, которые должен был выполнять Azur Air, на Air Anka. Об этом Profi.Travel сообщили турагенты из сообщества Loyalty. Часть клиентов недовольны: время вылета сдвигается. Некоторые уже оплатили услугу выбора места — еще одна проблема. Но самая серьезная — авиакомпания неизвестна на российском рынке, а количество бортов в ее флоте заставляет задуматься.

На сайте самого перевозчика Air Anka указано три Airbus A330. В других источниках упоминаются еще четыре Boeing-737: один — в процессе эксплуатации, три — припаркованных. Это вызывает опасения агентов: не будет ли проблем с рейсами в случае технических неполадок с одним из самолетов?

«Коллеги сообщили, что замены произошли на рейсах в Анталью из Челябинска, Нижнего Новгорода, Казани, Краснодара, Самары, Сочи, Екатеринбурга. Что-то слишком много даже для 7 бортов. Мои заявки пока целые, может, постепенно меняют», — рассказала Profi.Travel турагент.

В профильных телеграм-каналах агенты делятся историями: тур из Екатеринбурга с вылетом 26 апреля, клиентов пересадили на Air Anka, время вылета — вечернее, но турист планировал уже днем быть в отеле, отмечать день рождения и специально выбирал рейс.

Еще в одной турфирме Profi.Travel рассказли такую историю: туристы должны были отправиться в Турцию 30 апреля. Вылет на курорт планировался в три часа ночи, новое время — три часа дня. То есть — день на курорте потерян. К тому же туристы оплачивали выбор места, деньги вернули, но купить эту услугу на новом рейсе пока нельзя.

Все остальные параметры: багаж (10 кг), ручная кладь — аналогичные.

В Azur Air ответить на вопросы редакции не смогли, пояснив, что вся информация — у туроператоров: «Мы пока не заявляли от себя никакую летнюю программу в публичном поле вообще».

В Anex пока не смогли дать информацию об изменениях, о причинах рокировки. Но обещали сделать это до 24 апреля включительно.

В «Интуристе» подтвердили наличие Air Anka в расписании вылетов в Турцию. «Это новый турецкий перевозчик для наших полетных программ. Мы ждали данных о его появлении. Нормы багажа и расписание будут указаны в информации о пересадке в заявках», — пояснили в компании. Там не стали комментировать причины рокировки.

Сами турагенты полагают, что изменения в полетных программах могут быть связаны тем, что Росавиация ввела ограничения на срок действия сертификата эксплуатанта авиакомпании AZUR air — до 8 июня, а представленный после этого авиакомпанией AZUR air план действий для снятия ограничений, по мнению ведомства, требует доработки.

Кроме того, ранее авиаэксперт, пожелавший остаться анонимным, высказал предположение, что ключевой точкой, когда туроператорам нужно будет принимать решение, станет первая декада мая. «Реальность в том, что на рынке нет свободных емкостей даже на фоне того, что перевозчики не летают на Ближний Восток. Кроме того, очень проблематично заменить туристическую чартерную перевозку, а Azur Air перевозит 2,5 млн человек в год», — подчеркивал эксперт.

Учитывая острый дефицит бортов и начало высокого сезона — майские праздники — решение туроператоров подстраховаться выглядит вполне логичным. Да и сам перевозчик вынужден сокращать количество рейсов, чтобы выполнить условия Росавиации и не допустить потери сертификата.

Однако есть на рынке и другое мнение. Оно связано с информацией о том, что объединенная компания Wildberries & Russ (РВБ), якобы, ведет переговоры о покупке чартерной авиакомпании Azur Air и планирует закрыть сделку к маю. Сам перевозчик эти слухи опроверг. Однако, по словам собеседника Profi.Travel, еще в январе в отрасли появилась информация о том, что летняя программа Azur Air запланирована под нужды Fun&Sun. А в конце марта начались пересадки туристов с Azur Air на Turkish Airlines и Southwind, причем в первом случае требовались доплаты.

Справка:

Air Anka — турецкая авиакомпания, основанная в 2021 году и базирующаяся в Измире. Сертификат эксплуатанта она получила в августе 2022 года.

Air Anka развивалась как оператор грузовых перевозок, чартерных рейсов и услуг «мокрого лизинга» (когда самолет предоставляется вместе с экипажем, техобслуживанием и страховкой другим авиакомпаниям).

Первый пассажирский рейс компания выполнила в январе 2023 года — из Турции в Доминиканскую Республику. В дальнейшем перевозчик работал преимущественно на чартерных и контрактных перевозках, выполняя рейсы на туристических направлениях, в том числе в Европу. По открытым данным, среди направлений были, в частности, Германия и Молдова.

В начале апреля в российских СМИ сообщалось о планах запуска рейсов Air Anka из Сочи и Нижнего Новгорода в Турцию.

Флот авиакомпании изначально состоял из трех широкофюзеляжных Airbus A330. При этом актуальные публичные авиационные трекеры уже показывают более крупный парк: Planespotters указывает 7 самолетов у Air Anka по состоянию на апрель 2026 года (плюс четыре Boeing 737). Возраст бортов — в среднем 16-24 года.

Регулярной маршрутной сети у Air Anka фактически нет: компания работает преимущественно под заказ.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

1 комментарий

Александр
24 апреля, 18:41
Авиапомойки пришли в Россию. Турецкие и египетские. Летать не на чем

Туроператоры ставят новые рейсы в Турцию, а российским авиакомпаниям разрешили летать в ОАЭ

Ключевые события туризма

Туроператоры ставят новые рейсы в Турцию, а российским авиакомпаниям разрешили летать в ОАЭ

На этой неделе стало известно о расширении и изменении полетных программ в Турцию. Из России будет летать новый перевозчик. Кроме того, российским авиакомпаниям разрешили продавать билеты на рейсы в ОАЭ. В расписании «Аэрофлота» уже появились вылеты в Дубай и Абу-Даби. Во внутреннем туризме есть проблемы: в Туапсе на неделе периодически выпадал «нефтяной дождь» из-за пожара в морском терминале. Впрочем, сегодня возгорание было полностью потушено. Об этих и других новостях в туризме — в нашем дайджесте.

Туроператоры расширяют полетные программы в Турцию

В этом году турецкие полетные программы туроператоров расширяются. Компании планируют новые города вылета и прилета. Так, например, новое направление у туроператоров Anex и «Интурист» — Измир из Москвы. Вылеты планируются ежедневными на Pegasus Airlines. В прошлом году блоки мест брал только Coral Travel, который также продолжит программу этим летом.

Туроператор Fun&Sun к своим прошлогодним программам добавил 6 новых городов вылета в Анталью: Архангельск, Астрахань, Грозный, Сургут, Сыктывкар и Ульяновск.

Но есть на рынке и рокировки. Так, Anex и «Интурист» пересаживают туристов из некоторых регионов с рейсов в Анталью, которые должен был выполнять Azur Air, на Air Anka.

Ограничения на полеты и продажу авиабилетов в ОАЭ сняты

Станет больше рейсов и в ОАЭ. Росавиация с учетом позиции Минтранса и МИД отменила рекомендации для российских авиакомпаний приостановить продажу билетов на рейсы в/из ОАЭ. Также сняты ограничения на полеты российских авиакомпаний через воздушное пространство Ирана.

В расписании «Аэрофлота» вылеты из Москвы в Дубай и Абу-Даби стоят с 1 июня. В первый город — по два-три раза в день, а в столицу ОАЭ — ежедневно.

Кроме того, Air Arabia, которая объявляла о приостановке полетов до 20 мая, появились вылеты в Москву из Шарджи и Рас-эль-Хаймы. Старт запланирован на 21 и 22 мая соответственно.

Спрос на рейсы, по словам туроператоров, есть. Но они по-прежнему не могут продавать туры в ОАЭ и ждут от Минэкономразвития отмены ограничений.

Три туроператора объявили о новых рейсах во Вьетнам

Еще одно расширение полетных программ: Fun&Sun, Anex и «Интурист» поставили новые рейсы в Дананг. К существующим вылетам добавились рейсы из четырех городов: Москвы, Казани, Красноярска и Новосибирска.

Московские вылеты стартуют с 21 мая, вылеты из Казани — с 27 мая, из Красноярска — с 3 июня, из Новосибирска — с 20 мая. Завершение программ планируется в середине-конце октября.

Из столицы запланировано три вылета в неделю по вторникам, четвергам и воскресеньям. Частота из регионов — раз в 10/11 дней по средам и субботам. Возить клиентов туроператоров будет авиакомпания VietJet.

«С учетом роста интереса к Вьетнаму и спроса на новые направления Дананг имеет высокий потенциал популярности на российском рынке, особенно среди туристов, которые уже посещали Нячанг или Фукуок и рассматривают альтернативные курорты страны», — прокомментировали в компании Fun&Sun.

В Туапсе прошли «нефтяные дожди», а в море — зафиксировали мазутное пятно

Во внутреннем туризме — вновь проблемы с экологией. В воскресенье в районе Туапсе в море зафиксировали нефтяное пятно: на снимке, сделанном со спутника, оно находилось в полутора милях от порта Туапсе. Это, как сообщает телеграм-канал оперштаба Краснодарского края, последствия атаки, предпринятой в ночь на 16 апреля, в результате которой была повреждена инфраструктура морского терминала. Размер пятна — 10 тыс. кв. метров.

Кроме того, в течение недели в Туапсе и соседних селах шел дождь, оставляющий после себя черный налет на всех поверхностях и даже на животных. Такие осадки выпадали из-за пожара в морском нефтетерминале, который пострадал из-за атаки БПЛА в ночь на 20 апреля.

Только сегодня вечером стало известно, что пожар полностью потушен. Так что, «нефтяных дождей» больше быть не должно.

Экологи рассказали Profi.Travel о возможных последствиях таких ЧП. Туроператоры же сообщили, что на данный момент аннуляций туров на этот курорт практически нет. Но туристы следят за развитием событий. Главный вопрос — не будет ли выбросов мазута на пляжи.

Время прохождения границ в Европе увеличилось до 4-6 часов

В аэропортах Европы наблюдаются огромные очереди из-за внедрения систем EES (Entry/Exit System — автоматизированная система въезда/выезда в Европе). Полноценно она начала действовать 10 апреля, но пока не во всех аэропортах. С тех пор было уже несколько сбоев, из-за очередей пассажиры не могли попасть на свои рейсы. Эксперты предупреждают: летом, во время пикового сезона, ситуация может ухудшиться. На прохождение формальностей стоит закладывать 4-6 часов.

«Ассоциации аэропортов прогнозируют, что в июле и августе, когда пассажиропоток вырастет вдвое, время ожидания может достичь шести часов и более», — сказал исполнительный директор компании «Визаход» Даниил Сергеев.

Туристам, по его словам, дали такие советы:

  • Закладывать минимум 4–6 часов на прохождение всех формальностей в аэропорту.
  • Следить за новостями о работе EES в конкретном аэропорту. Некоторые страны уже вводят послабления (как Португалия), в других — ситуация может меняться ежедневно.
  • Иметь при себе бумажную копию бронирования обратного билета и подтверждение цели поездки. Пограничники, работающие в ручном режиме, могут запрашивать дополнительные документы.

Подборка главных новостей туризма за неделю:

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Статьи по теме