Яна Муромова: пойдут ли крупные туроператоры вслед за «Библио-Глобусом»?

Итоги года, выводы и прогнозы от руководства туроператора Anex.

Яна Муромова: пойдут ли крупные туроператоры вслед за «Библио-Глобусом»?

Большинство агентов волнует вопрос: последуют ли такие крупные массовые туроператоры, как Anex, Pegas Touristik, Coral Travel и др. вслед за компанией, которая ввела посткомиссионную систему расчетов с агентами. А также вписала в новый договор с ними пункты, вызвавшие отторжение на розничном рынке. Об этом, а еще о новых тенденциях спроса и нынешнем состоянии туристической отрасли мы поговорили с замгендиректора Anex Яной Муромовой.

— Яна, давайте начнем с подведения итогов 2023 года. Наверное, самое серьезное, что случилось с туротраслью в этом году, это «Электронная путевка» и те последствия, которые она вызвала. Она уже глобально изменила рынок и, наверное, это только начало — в следующем году эти изменения будут только набирать обороты. Какова ваша оценка происходящего?

— Я сейчас, наверное, кого-то удивлю, но к «Электронной путевке» я отношусь положительно. Только не как к информационной системе, а к тому, какой толчок она дала всей отрасли. Прошлым летом стало ясно, что точка невозврата пройдена: мы можем сколько угодно объяснять регулятору, что система несостоятельна, но она уже готова, и работать с ней все равно придется. Тогда несколько крупных туроператоров решили принять этот удар на себя, «обкатать» ЭП и попытаться попутно договориться с Минэком и с техническим оператором путевки, «Национальными туристическими технологиями», чтобы все-таки по возможности что-то в ней «докрутить», убрать лишние графы и т.д.

В итоге 15 ноября к продуктовой версии системы были подключены несколько туроператоров, которые вплоть по сегодняшний день тестируют процессы на всех этапах создания и отправки заявок в «Электронную путевку».

Почему это важно? Ну, наверное, потому, что самое главное для всех нас сегодня — это сохранить стабильность отрасли. Не повторить ситуацию 2014 года, когда туроператоры уходили с рынка один за другим. После пандемии и всех остальных катаклизмов, с которыми столкнулся турбизнес за последние четыре года, такое вполне могло быть. Поэтому для всех сейчас важно не раскачивать лодку, а добиваться ее максимальной устойчивости.

— Яна, вы говорите, что в интересах каждого игрока рынка сегодня — заботиться о стабильности отрасли в целом. Но разве новый договор «Библио-Глобуса» и те последствия, которые он вызвал в розничной среде, — отказ агентов от сотрудничества и в итоге снятие в нескольких регионах единственной зимней программы — разве это не раскачивание лодки?

— Ну, прежде всего, я бы не связывала снятие полетной программы в Египет с тем, что агенты в нескольких регионах пошли на бойкот. Сегодня тенденции спроса кардинально меняются. Мы видим это по своим программам: есть города, где мы принимаем решение ставить дополнительные рейсы, а есть те, где не набирается борт, даже если это единственное пляжное направление зимы. Сейчас заметен такой тренд: из-за роста курса валют, который потянул за собой вверх и цены, большинство туристов снова отдыхают за границей один раз в году. И делают они это преимущественно в сезон, то есть летом. Слетать за рубеж дважды всей семьей могут позволить себе уже только достаточно состоятельные люди, и это не относится к большинству наших туристов.

Второй момент, о котором я хочу сказать: новый договор «Библио-Глобуса» не связан непосредственно с «Электронной путевкой». Это политика компании в целом, они решили поменять схему взаимодействия с агентами, и они ее поменяли. И мне не кажется, что это неверное решение. Я не могу исключить, что рано или поздно весь рынок придет к такому же формату взаимодействия. Да, сейчас для многих агентов это стресс. Но если мы будем рассматривать более длительную перспективу, а не жить сегодняшним днем, то станет ясно: именно такая схема способна сделать рынок более устойчивым, а игроков на нем — конкурентоспособными.

— Яна, я сейчас чувствую, как у многих наших читателей бегут трещины по экрану от этих слов. Весь рынок перейдет на посткомиссионную схему оплаты? И внесет в свой договор остальные пункты из документа, разработанного юристами «Библио-Глобуса»? И вы считаете, что отрасль от этого станет устойчивее?

— Ну давайте начнем с пунктов договора. У нас тоже уже давно до момента 100% оплаты это всего лишь заявка. Она становится подтвержденной только после перевода нам полной суммы. Я не понимаю, почему новая формулировка коллег вызвала такую панику на рынке. На их договор с туристом это никак не влияет. У нас вообще заметное количество турагентов до сих пор работает с клиентами по договорам 20-летней давности. И они в общем-то могут продолжать это делать и дальше. Туроператор не в силах воздействовать на то, что агент прописывает в своем договоре с туристом. Мы даже не видим эти документы, как мы можем в них что-то поменять своими условиями сотрудничества? Этот пункт про 100-процентную оплату касается только передачи сведений в «Электронную путевку» и ничего больше. Почему вдруг сегодня должна поменяться судебная практика из-за этого пункта в агентском договоре? Вот если кто-то напишет, что у него имеют право бронировать туры только после внесения на депозит 200 тыс. долларов, это как-то повлияет на судебную практику? Да нет, конечно. Защита прав потребителя будет ставиться на первое месте, точно так же, как и раньше. И что там написано в договоре между агентом и оператором, в судебных инстанциях значения иметь не будет, как и сегодня.

Теперь о том, что касается посткомиссионной системы и ее влияния на устойчивость рынка. Я приведу простой пример: у нас каждую пятницу от 3 до 10 заявок с вылетами на ближайших выходных приходят с фальшивыми платежками. И их становится все больше — даже не с каждым годом, а с каждым месяцем! Причем туроператору никак не подстраховаться в этом смысле — даже франчайзи, даже амбассадоры бренда могут оказаться в этих рядах. А ведь отвечать потом перед всеми этими обманутыми туристами нам. И не 10% от суммы тура, а 100%. Кроме того, зачастую мы ждем до последнего, отправляем туристов, заселяем их в отель, потому что агент остается на связи и уверяет, что деньги отправил. А потом становится ясно, что это не так. И нам приходится выселять туристов и возвращать их домой.

Так вот, те агентства, которые ведут финансово устойчивый бизнес, которые не допускают ни одной неуплаты налогов и не исчезают внезапно с деньгами клиентов, они на самом деле готовы к введению посткомиссионной системы. Согласно опросам, 30% турфирм — «за». Почему? Да потому что им тоже надоело конкурировать со «скидочниками» и сталкиваться с негативом от туристов из-за действий коллег по цеху. Они ответственно относятся к своей работе и не хотят отвечать за тех, кто поступает иначе. И мы тоже не хотим. А нам приходится, потому что суды, особенно в регионах, очень часто встают на сторону туриста и говоря нам: «Ну у вас же есть деньги, вы и верните. А потом уже уже со своими агентами там сами разбирайтесь, взыскивайте с них эту сумму». Хотя все прекрасно понимают, что взыскивать уже не с кого.

Поскольку случаев мошенничества все больше, это может подкосить отрасль, негативно сказаться на финансовой устойчивости многих туроператоров. Не лучше ли в таком случае обелить рынок? Я не сомневаюсь, что после перехода на посткомиссионную схему расчетов от всех агентств-однодневок не останется и следа.

— И когда нам ждать этого перехода? Может ли он случиться уже в 2024 году?

— В 2024 — точно нет. Как минимум потому, что это очень непростой и длительный процесс — перевести всю бухгалтерию крупного туроператора на совершенно иную схему. Мы сейчас видим, как программистам самой технологичной компании на рынке не удалось в сжатые сроки перейти на новую систему взаиморасчетов. Но это только один момент.

Второй — да, 30% агентов «за» посткомиссионную схему. Но 70% пока что против. И ни один крупный туроператор не захочет «валить» большую часть розничного сегмента, хотя мы и понимаем, что заметная часть из этих 70% находятся в теневой зоне. И тем не менее, мы осознаем, что сейчас не время всем рынком вводить такие изменения. А с моей точки зрения, если это произойдет, то именно так — все крупные туроператоры сделают это одновременно. На данный момент мы не видим готовности отрасли к этому, а потому со своей стороны поддерживаем розницу, чтобы она тоже оставалась устойчивой.

— Яна, и все-таки, есть ли какие-то ориентиры? Когда, по-вашему, это может произойти?

— Я полагаю, не раньше, чем в тот момент, когда туристический рынок выровняется, вернется к стабильной и хорошо прогнозируемой прибыли. Выйдет на показатели как минимум 2019 года. Вот тогда можно будет продолжить диалог об его обелении, в том числе с помощью посткомиссионной схемы, об изменении взаимодействия с агентами. Пока что мы понимаем, что не имеем права так поступать, даже несмотря на то, что сами постоянно несем убытки из-за компаний, которые не умеют выстраивать устойчивый бизнес.

Сейчас мы должны максимально поддерживать друг друга и заботиться о том, чтобы отрасль в целом продолжала существовать, чтобы как можно меньше было каких-то негативных историй с туристами, подрывающих доверие к организованному туризму в целом.

В новом году я желаю всем осознанных, взвешенных решений, чтобы ваш успех зависел не от удачи, не от случайности, а только от вас самих. От вашей готовности учиться новому, развиваться и всегда быть честными с партнерами и клиентами. С Новым годом!

Фото: Архив Яны Муромовой

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

11 комментариев

Счётная палочка
10 января, 03:48
Не поняла, каким образом посткомиссия повлияет на то, что фирм однодневок не станет? Будут свою комиссию добавлять. Объяснять туристу, почему стоимость тура, указанная на госуслугах меньше, чем на самом деле взяли денег с него, не надо. Они же однодневки. И, да. В туризме с 2005, моих туристов никто, ни разу не отправлял отдыхать по платёжке, а уж Анекс или Пегас....
Гость 2
06 января, 13:25
Да-а, супер-иксперт
Директор
03 января, 13:55
Госпожа Муромова немного лукавит. 2023 год по прибыли значительно превосходит 2019 год.
И это практически у всех операторов и большинства относительно крупных агентств.
То есть решение по пост оплате комиссий долго ждать не придется.
Дмитрий
03 января, 13:45
Расскажите мне какой туроператор отправляет под "честное слово"?

СБП для юр лиц с р/с или с бизнес карт снимут все вопросы срочных оплат.
Перевод средств 24/7 по СБП для юр лиц.
Отмена комиссии по СБП для агентов с оснвным видом деятельности 79.1
Введение оплаты по СБП со всех кредитных карт для физ лиц всех банков.
Вот что сначала надо решать...
Умную систему оплат и возможность соблюсти все фин правила оплат туров. Один из первых шагов для смены правил.
А потом менять правила игры...
Сначала всех поставить в неудобную позу, а потом думать - как с этим жить..выглядит ситуация сейчас именно так.
Дмитрий
03 января, 13:29
Посткомиссионная оплата может быть только при комиссии от 10%...
А не 5-7...так как нужны достаточные обобротные средства для например раннего бронирования...где взять деньги на зп, аренды и прочее...как в оплате брать на себя комиссии банка за эквайринг...либо отменить его для таких типов оплаты совсем...
На честного агента нагрузка огромна, а получение прибыли откладывается на долгих срок...при этом оператор получает 100% плюс комиссию агента которую можно положить под дополнительный %...
Значит и пользование деньгами агента должно возвращаться с % ...
Директор
03 января, 13:47
Дмитрий, а вам не приходило в голову, что туристический бизнес-это все-таки бизнес, и достаточно финансово емкий. И как любой бизнес, он требует первоначальных инвестиций. Если у вас нет средств, чтобы оплатить аренду, зарплату сотрудников и т.д., то вам нельзя заниматься бизнесом. И размер комиссии на это никак не влияет.
NBA
05 января, 08:07
Сколько напыщенных слов у Директора. Может вы в турбизнесе 1,5 месяца? Посмотрела бы я на вас, как вы оплачивали офис и зарплаты в декабре 2014? В ковид? Задолбали умники. У меня дальность продаж год стабильно. Очень прикольно комиссию за бронь в ноябре 20 23 получить в ноябре 2024.
Директор
07 января, 17:54
В турбизнесе более 25 лет. Офис 140 кв.метров в центре города в собственности. Весь 2014 год был неплохим, так что никаких финансовых проблем не было. В ковид из 14 человек двоих сократили. Так как все работали официально, то получили от государства финансовую помощь на зарплату сотрудникам. Плюс невозвратный кредит в миллион рублей. Было нелегко, но накопленные средства и помощь государства помогла относительно легко пережить пандемию.
Это о себе.
Теперь о вас.
Каким образом вас задолбали умники?
У вас что, все заявки бронируются на год вперед?
Просто смешно читать.
И про "дальность" продаж вместо глубины. Почитайте самые простые учебники по экономике. Возможно, поможет.
ну точно так же мы отправляем деньги туристов туроператорам и не знаем в какой момент они схлопнутся или свернут программу. Почему бы тогда не оплачивать тур после вылета туристов?) давайте рассмотрим схему ровно наоборот
Наталья
02 января, 17:58
Интересно, когда госпожа Муромова проводила опрос откуда взялись эти 30%? Ни в одном чате ТА никто об опросе не упоминал. Верните комиссию 15%, чтоб у ТА была мотивация для перехода на посткомиссионную систему оплаты или ТО будут сами оплачивать расходы ТА?
Турагент
02 января, 16:56
Эх, где теперь этот сытый 2019...

Яна оторвана от реальности. Таких времён, как 2019, с прогнозируемой прибылью в туризме, не будет ещё минимум несколько лет. Неужели не понятно... Или Яна не считывает реальность..
Людмила Шенкаренко
02 января, 14:22
Согласна с вами целиком и полностью Яна,много недобросовестных агентств появляется а мы старички за них отвечать должны своей репутацией доверие падает от туристов ко всем агентствам. Желаю вам процветания и успешной работы в новом году и новых открытий направлений для путешествий
02 января, 13:59
Не поняла, что значит "с фальшивыми платёжками"? Это как? Объясните мне, неразумному турагенту, что сие в принципе означает и кто те гнусные обманщики, что этак наживаются на туроператорах? И ещё вопрос, на который, как внимательно я ни читаю сообщения об ЭП, не могу получить ответа. Так значит, в ЭП будет отражена 100% стоимость тура? Для кого стопроцентная? Для туристов или для агентств?
.
02 января, 12:25
Хах, теневая зона... Сами в неё и загнали.
70% рынка понимают, что жить на 7% по посткомиссионной схеме и ещё с них платить налог - убийственно

GDS-туры: «пороховая бочка» с ценами или дополнительный доход?

Как турагентам не ошибиться с выбором

GDS-туры: «пороховая бочка» с ценами или дополнительный доход?

Объем продаж туров на основе GDS-рейсов растет — об этом Profi.Travel сообщили сразу несколько туроператоров. Оценки темпов роста разнятся, но факт остается фактом: в нынешних реалиях туристы все чаще выбирают такие продукты. При этом многие агенты продают их по остаточному принципу. Уже завтра, 16 июня, в 10:00 туроператоры ответят на главные вопросы рынка, а также расскажут, как начать зарабатывать на GDS-турах.

Главный минус туров на GDS-рейсах — они как «пороховая бочка» с ценами. По словам агентов, поездка может подорожать даже за то время, пока бежишь до банка, чтобы положить деньги клиента на счет. Или пока проводится платеж по безналу. После этого туристу приходится объяснять, почему он должен доплачивать за уже оплаченный тур.

Тайм-лимиты авиакомпаний, указанные в условиях оплаты, тоже нередко вызывают вопросы. «Порой непонятно, зачем они там вообще указываются, кроме того, чтобы сбивать с толку. После подтверждения получаешь оповещение: «Авиакомпания изменила тайм-лимит» и требуют оплатить в короткие сроки. Каждая такая заявка — плюс пара седых волосков на голове турагента», — рассказывают в турфирмах.

При этом профессионалы прекрасно понимают, что тур на GDS-рейсах позволяет получить гораздо большую прибыль, чем стандартная агентская комиссия. А кроме того, это возможность выбрать удобные слоты и быть уверенными в том, что время вылета никуда не сдвинется, как это часто происходит с чартерами. Но стоит ли игра свеч?

На все самые острые и болезненные вопросы о турах на регулярных рейсах ответят сами туроператоры на Круглом столе «GDS: за и против», который состоится онлайн 16 июня. Начало в 10:00 по Москве, подключение — бесплатно. Успейте задать свои вопросы экспертам и узнать о тех деталях систем бронирования компаний, которые раньше оставались в тени.

Раскрывать всю правду о турах на GDS-рейсах будут:

  • Яна Муромова — заместитель гендиректора туроператора Anex, член Национального союза профессионалов туриндустрии
  • Дмитрий Арутюнов — генеральный директор туроператора «АРТ-ТУР»
  • Анатолий Гаркушин — генеральный директор туроператора «Пантеон»
  • Олеся Зайцева — директор департамента продаж PAC Group
  • Любовь Чучмаева — заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе туроператора «ПАКС»
  • Артём Чумак — модератор круглого стола, главный редактор Profi.Travel

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

В Таиланде ответили на предупреждение МИД России об угрозах ареста россиян

К словам российского ведомства отнеслись с недоумением

В Таиланде ответили на предупреждение МИД России об угрозах ареста россиян

В минувшие выходные МИД России выпустило предупреждение для россиян, выезжающих в Таиланд. Ведомство считает, что у туристов в том числе велик риск быть арестованными по запросу правоохранительных органов и спецслужб США. В Таиланде удивились такому сообщению и подчеркнули: опасности для путешественников нет.

«К сожалению, эта популярная у российских туристов и дружественная нам страна остается одним из мест, где Вашингтон развернул настоящую «охоту» за россиянами», — говорится в публикации МИД.

Там уточняется, что США действуют напористо, без оглядки на таиландские власти проводят спецоперации с целью «отлова» наших граждан, которые попали в их поле зрения по тем или иным причинам. «Многие из задержанных сталкиваются с угрозами со стороны американских спецслужб, запугиванием, психологическим давлением с целью склонения к признанию вины», — утверждает МИД.

«В сложившихся обстоятельствах настоятельно рекомендуем гражданам России, которые имеют малейшие основания предполагать, что могут являться объектами уголовного преследования американских властей, воздерживаться от поездок в Таиланд, который связан с США двусторонним договором о выдаче, а также избегать пересадок в местных аэропортах», — советует ведомство.

Накануне это предупреждение прокомментировал пресс-секретарь МИД Таиланда Панидон Патчимсават. «Таиланд является гостеприимным и безопасным местом для туристов из всех стран. В то же время от всех туристов и иностранных граждан, проживающих в Таиланде, ожидается соблюдение таиландских законов и правил. Таиланд последовательно рассматривает случаи нарушения закона на основе таиландского законодательства и правовых процедур без дискриминации», — цитирует его слова ТАСС.

Панидон Патчимсават подчеркнул, что Таиланд и Россия поддерживают дружественные отношения на всех уровнях. «В 2025 году Таиланд принял около 1,9 млн российских туристов, что является самым высоким показателем среди посетителей из Европы», — добавил таиландский дипломат.

Как прокомментировал Profi.Travel владелец тайской принимающей компании Travely, член Российского союза туриндустрии Павел Неон, в основе этого предупреждения — тот факт, что у Таиланда с США (так же, как и с Россией), подписано соглашение о двустороннем обмене информацией. «Это значит, что по запросу США Таиланд может арестовать преступника, выдать его, передать данные и т.д. Следовательно, если какой-то гражданин РФ, находящийся под санкциями США, пересечет границу Таиланда, то может поступить запрос на его задержание. Разумеется, это очень узкий круг людей, относящихся к политическим деятелям, руководству компаний под санкциями и т.д. К обычным туристам это не относится никак», — пояснил эксперт.

Он добавил, что Таиланд, действительно, был и остаётся гостеприимной страной для всех туристов. И на турпотоке из России это предупреждение МИД никоим образом не скажется.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

Статьи по теме