Тревожный прецедент: суд не признал договор между ТО и страховой

Как поворот в судебном разбирательстве СК «Орбита» и RADUGA Travel может повлиять на весь туристический рынок?

Тревожный прецедент: суд не признал договор между ТО и страховой

Новый поворот появился в судебном разбирательстве между страховой компанией «Орбита» и туроператором RADUGA Travel. На этой неделе Московский арбитраж рассмотрел апелляционную жалобу страховщика на судебное решение по договору компаний.

Решение первой инстанции было отменено, в итоге договор «Орбиты» и RADUGA Travel признан недействительным. Таким образом, клиенты, перед которыми туроператор не исполнил свои обязательства, не смогут претендовать на страховое возмещение.

Из постановления суда от 21.01.2019:
«Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2018 г. по делу № А40-146788/18 отменить. Иск удовлетворить. Признать Договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору реализации туристического продукта № ГОТО18/04/0027 от 05.06.2018 г. недействительным».

Напомним предысторию громкого разбирательства. 10 июня 2018 года RADUGA Travel сообщила об остановке туроператорской деятельности в сфере выездного туризма. Туроператорская ответственность компании была застрахована в СК «Орбита». И вся «соль» в том, что договор страхования был заключен за шесть дней до остановки ТО.

«Орбита» усмотрела в этом мошенническую схему и подала иск в отношении RADUGA Travel. На время судебного разбирательства страховщики приостановили прием документов у туристов. К слову, заявления не принимаются до сих пор, и, по разным данным, на выплаты страхового возмещения претендуют от тысячи до полутора тысяч туристов.

Осенью Арбитражный Суд Москвы признал действительным договор между ТО и СК, тем самым «Орбита» должна была выполнить взятые обязательства по выплатам. Но теперь это решение отменено.

В страховой компании оперативно прокомментировать решение суда и дальнейшую работу по выплатам отказались. По словам представителя компании, в ближайшее время на сайте «Орбиты» должны появиться официальные разъяснения.

Альтернативный текстАлександр Байбородин, руководитель агентства «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», считает ситуацию опасным прецедентом для отрасли:

— Это может нанести огромный ущерб интересам всех участников рынка. Туристы не получат своих выплат, так как договор якобы недействительный. Турагенты в свою очередь могут получить волну исков от отчаявшихся туристов и трату времени и средств, связанных с защитой своих интересов в суде (даже несмотря на законодательное закрепление ответственности туроператора, а не агента). Туроператоры из-за того, что страховые не будут платить, ссылаясь на недействительность договоров, также получат иски от туристов (и попытки привлечь директоров к субсидиарной ответственности). Также не исключены попытки туристов привлечь руководство к уголовной ответственности. Единственные, кому выгодно такое решение суда, — страховщики. Теперь они будут ссылаться на это решение, которое уже вступило в законную силу. На наш взгляд, просто необходимо обжаловать это решение в кассации в интересах всего рынка.

Добавим, что решение Арбитражного суда о признании договора недействительным может быть обжаловано в течение двух месяцев.

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

9 комментариев

27 января, 07:13
Павел, спасибо что поддерживаете - очень приятно.
Что касается этой ситуации, есть два момента.
Во-первых, по закону Орбита должна заплатить (если допустить что договор действующий - а еще пока остается шанс это доказать в кассации).
Во-вторых, юриспруденция это ровно настолько же софистика (кто кого переспорит) насколько догматичное толкование закона.
И представитель того или иного сообщества толкует закон так как ему нужно - в том числе публично.
Потому, если мы (вы, я) говорим от имени турбизнеса (а не страховщиков), то нам нужно принять за аксиому что по закону страховая должна заплатить, а все остальное - попытки уйти от выплат.
24 января, 17:58
Не согласен в этом случае с Байбородиным, хотя всегда его поддерживаю! Считаю что страховая должна нести ответственность по договорам после даты заключения договора а по предыдущим должна отвечать предыдущая страховая вот именно и к ней надо подавать иски по выплате страхового возмещения. А так давно уже говорю что единственным способом обезопасить себя от недобросовестных ТО является индивидуальное личное страхование туристом своих финансовых рисков( а это и есть финансовый риск по сути - заказ тура) в страховых.Тогда и не будет таких разночтений закона и проблем с выплатами,если конечно сама страховая не разорится и не ккинет туристов.
Вячеслав
24 января, 14:00
Миром, как и Россией в частности, правят деньги. Т.е. олигархи, банкиры и страховщики. А правители и чиновники только на словах за народ, а в действительности - на побегушках у капитала. Дозащищались народ так, что туристы по 3 % от стоимости тура получают в виде компенсации, а теперь до 0 планку опустили. Интересно, дойдет то того, что пострадавший турист не получать компенсацию будет, а еще "по суду" должен останется?
24 января, 11:59
Когда закончится этот бардак?? Давно ясно, что Фиги не работают.
Гло
24 января, 11:43
Статья 17.1 Закона № 132-ФЗ
Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

АХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХАХА

Отлично же))) В законе сказано, что должно обеспечивать, а по факту далеко не должно, и при наступлении страхового случая страховая может вообще его расторгнуть. Блеск))
Director
24 января, 11:20
Страховую компанию тоже можно понять. Очевидно, схема мошенническая. Но тогда должно быть заведено уголовное дело, и на руководство кроме всего прочего должны быть наложены финансовые санкции.
24 января, 12:00
Да. А пока уголовного дела нет - работайте и выплачивайте
Оксана
24 января, 11:18
Интересно как! Значит, когда договор заключали и брали деньги от ТО- договор считался действительным! А как отдавать деньги- сразу недействительный! Почему разрешено в одностороннем порядке, даже Арбитражу это решать? Даже не попытались изобрести что-нибудь новое! О недействительности договора говорили и при остановке деятельности Солвекса, Версы, Невы....Сплошной беспредел, не профессионализм и безнаказанный уход от ответственности! Взял деньги- отвечай! Что-то не нравится в договоре- не берись! А так- сплошная фальш! Бизнес, Господа присяжные,ничего личного! Противно!
24 января, 17:52
Дата заключения договора не означает что моментально ТО внесло деньги страховой.Там могут быть оговорены сроки платежей и страховая вообще могла не получить ни копейки еще до того как Радуга обьявила о прекращении своей деятельнеости.Надо видеть сам договор.
24 января, 17:49
А по моему страховая права! Она должна нести полную ответственность за страховые риски именно после даты заключения договора.На все договора заключенные после этой даты.До этой даты была другая страховая значит и она должна а не Орбита нести финансовую обязанность,если конечно этой же компание не была вышеупомянтуая Орбита. Согласен должно быть заведено уголовное дело по факту мошенничества(а оно реально налицо) но не страховая должна подавать заявление а туристы и турагенты.Вот и пусть они проявляют инициативу!
Камила
24 января, 09:41
Афера века, в ситуации с Натали и радугой ,безнаказанность и беззаконие,уже отчаялись и разочаровались
Maks
23 января, 18:58
Еще один гвоздик в гроб института фингарантий. Неужели непонятно что это невыгодно ВСЕМ участникам рынка???

Страховые - непонятные риски и серьезные убытки
Туристы - мизерные выплаты
Агенты - как следствие мизерных выплат последующие разборки с туристами
Туроператоры - высокая цена ФИГов, сложность их оформления, постоянные отзывы лицензий
Государство - недовольство всех вышеперечисленных, полное отсутствие контроля за ситуацией

PS НЕ ВЫХОД также из ситуации:
ФПО 1-7% - полная профанация защиты, при отчислении реальных размеров прямой путь к банкротству
Страхование каждого тура - утопия, такой объем не потянет даже РНПК

Выход один СРО+Общак+Лицензии
25 января, 05:38
а во главе поставить не Осауленко, а Макса!

Безвиз между Россией и Саудовской Аравией заработает 11 мая

Ждать ли роста турпотока между странами?

Безвиз между Россией и Саудовской Аравией заработает 11 мая

Соглашение о взаимном безвизовом режиме между Россией и Саудовской Аравией вступает в силу 11 мая. Оно было подписано в Эр-Рияде 1 декабря 2025 года. Об этом сообщает МИД России. Эксперты рассказали Profi.Travel, как это может отразиться на турпотоке в обе стороны, учитывая ситуацию на Ближнем Востоке.

В МИД уточнили, что российские турист смогут въезжать и оставаться в Саудовской Аравии без виз до 90 дней в течение года. Паломнических туров это не коснется: для совершения хаджа или умры нужно будет получать визу.

Аналогичные правила безвизового въезда действуют и для саудитов в России.

«Вступление в силу соглашения о взаимном безвизе с Саудовской Аравией 11 мая 2026 года снимет последний административный барьер для организации поездок. По итогам 2025 года Россию уже посетили 74 919 граждан Королевства с туристическими целями — это на 35,8% больше, чем годом ранее. Это позволило Саудовской Аравии занять второе место по въездному турпотоку после Китая, сказал эксперт Российского союза туриндустрии, руководитель компании VCP Travel Михаил Абасов. — В обратном направлении поток тоже демонстрировал уверенный рост: в Саудовскую Аравию отправились около 52 900 российских туристов, что на 42% превысило уровень 2024 года».

Правда, сейчас действуют рекомендации Минэкономразвития для туристов не посещать ряд стран Ближнего Востока, а для туроператоров и турагентов — не продавать туда туры. Саудовская Аравия входит в этот список. Так что рассчитывать на рост спроса из России не приходится. Ранее, в октябре прошлого года, Саудовская Аравия провела мероприятие в России с презентацией отелей и курортов, и российские туроператоры, и принимающие компании говорили о росте спроса из нашей страны, а авиакомпании Saudya и Flynas наращивали число рейсов. Вероятно, если конфликт утихнет, тенденции продолжатся.

При этом, как отмечали эксперты и авиакомпании, на рейсах между странами значительно больше пассажиров из Саудовской Аравии, чем россиян. Въездной турпоток рос и ранее, и может существенно увеличиться, несмотря на ситуацию на Ближнем Востоке.

«Саудовские гости традиционно относятся к премиум- и luxury-сегменту. Они приезжают семьями, на длительный срок, выбирают отели высокого уровня, активно тратят на шопинг и качественные экскурсии. Для них Россия — это экзотика, высокий уровень безопасности и статусное направление, — пояснил Михаил Абасов. — Лето остаётся одним из двух ключевых сезонов наряду с новогодними праздниками, поэтому после 11 мая вполне можно ожидать заметного ускорения турпотока именно в летние месяцы 2026 года».

Однако эксперт отметил, что даже после запуска безвиза взрывного роста ждать не приходится. Саудовская Аравия сохранит статус нишевого, но очень прибыльного рынка. Поток имеет потенциал выйти на уровень 110–160 тысяч человек в год в ближайшие 2–3 года, однако он останется в премиальном сегменте с высоким средним чеком и не перейдёт в массовую категорию.

Как ранее комментировал Profi.Travel проблемы въездного туризма гендиректор Profi.Travel, соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин, есть три основных фактора для роста турпотока: это визы, объем прямой авиаперевозки, цена продукта и продвижение. Как и в случае с Китаем, визовые вопросы решаются, но рейсов недостаточно. Кроме того, России очень сильно не хватает маркетинга. Одних выставок, точечного продвижения в соцсетях недостаточно для полноценного охвата таких больших рынков, как Китай, Индия, Арабские страны.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

Что будет с Azur Air: комментарии экспертов

Что означают кадровые перестановки в авиакомпании и отзовут ли у нее сертификат?

Что будет с Azur Air: комментарии экспертов

Крайней точкой, когда туроператорам нужно принимать решение о сотрудничестве с Azur Air, станет первая декада мая — за месяц до срока, когда Росавиация будет решать, отзывать сертификат эксплуатанта у перевозчика или нет. Об этом Profi.Travel сообщил авиаэксперт, пожелавший остаться анонимным. По его информации, ни о какой продаже авиакомпании речи не идет, и летать она, скорее всего будет. Другой собеседник издания подчеркнул: кадровые перестановки и претензии Росавиации вовсе не говорят о том, что таким образом перевозчика пытаются подтолкнуть к сделке. Однако, по его словам, есть вероятность, что «Azur Air перестанет быть авиакомпанией».

Кадровые перестановки

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о кадровых перестановках в Azur Air. «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник написал, что технический директор авиакомпании Дмитрий Клыженко покинул пост 31 марта, к сотрудникам его департамента применены «дисциплинарные санкции в виде выговоров и замечаний». Вчера издание, признанное в России иноагентом, сообщило, что компанию покидают также замгендиректора по производству Андрей Муканин и замгендиректора по безопасности полетов Сергей Колесниченко. Также в СМИ прогнозируют отставку гендиректора Евгения Королева. Такое уже было в 2018 году, тогда Росавиация тоже ограничивала сертификат перевозчика из-за нарушений норм летной годности.

Кадровые перестановки произошли после того, как Росавиация не приняла представленный авиакомпанией Azur Air план действий для снятия ограничений сертификата эксплуатанта. По данным ведомства, он требует доработки.

Источник «Коммерсанта» назвал два варианта развития событий, если перевозчика все же лишат сертификата эксплуатанта. «Первый предполагает введение внешнего управления в авиакомпании и ее дальнейшее функционирование под контролем госменеджмента. Второй — менее вероятный — продажа части самолетов Wildberries для ее стратегического партнера, туроператора Fun&Sun», — пишет издание. В СМИ предположили, что интерес Wildberries к Azur Air может быть связан с влиятельными фигурами и развитием экосистемы. Есть предположения, что у авиакомпании почти нет выбора, кроме как согласиться на условия сделки. Ранее в Azur Air опровергали переговоры о продаже маркетплейсу.

Как сообщали эксперты Profi.Travel, еще в январе в отрасли появилась информация о том, что летняя программа Azur Air запланирована под нужды Fun&Sun. На прошлой неделе выяснилось, что туроператор попросил доплатить за уже купленные туры из-за роста топливного сбора. Туроператоры Anex и «Интурист», в свою очередь, пересаживают своих туристов с бортов Azur Air на рейсы Turkish Airlines и Southwind. В первом случае также требуются доплаты.

Авиакомпания перестанет быть авиакомпанией?

«Возможные кадровые перестановки вообще никак не указывают на то, что авиакомпания может быть продана. Для этого не надо никого увольнять, назначать, — сказал Profi.Travel руководитель и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Также не влияет на продажу и наличие собственных самолетов в парке перевозчика».

По его словам, без сертификата эксплуатанта авиакомпания вообще ничего не стоит. «Если кто-либо собирался купить Azur Air , то именно авиакомпанию, а некое юрлицо, у которого есть в собственности какое-то имущество», — подчеркнул эксперт.

При этом, Роман Гусаров отметил, ситуация идет именно к тому, что Azur Air перестанет быть авиакомпанией. «Срок до 8 июня, который был назначен для устранения нарушений, говорит о том, что перевозчик не может сейчас продавать билеты, кресла на даты после 8 июня. А значит, у авиакомпании нет выручки», — пояснил Роман Гусаров.

Говоря о контрактах с туроператорами, он отметил, что на бумаге договоры могут быть подписаны. Но только когда перевозчику переведут деньги за эти рейсы, можно будет сказать, что это действительно реальный контракт.

«Поставьте себя на место туроператора: у вас есть авиакомпания, которая, может быть, после 8 июня перестанет летать. Вы ей заплатите деньги за рейсы после этой даты? — говорит Роман Гусаров. — Думаю, что не заплатите, с учётом того, что её вообще потом могут объявить банкротом, и вы свои средства не вернете».

Он подчеркнул сейчас речи ни о каком банкротстве не идет. Однако сам факт возможного отзыва сертификата несет в себе риски уйти в большой минус: несколько месяцев перевозчик не сможет летать, но нужно платить зарплату, лизинг, обслуживать самолеты.

Эксперт напомнил: 2025 год авиакомпания отработала с хорошими результатами, нарастила объемы перевозок. Однако если временно выходит из строя часть парка, сбои расписания и дальнейшие последствия неизбежны.

«Я думаю, что если бы в авиакомпании действительно были серьёзные проблемы с техническим обслуживанием, с безопасностью, то Росавиация и Ространснадзор поступили бы иначе. Они не стали бы давать срок на исправление нарушений, а остановили бы полеты немедленно, — подчеркнул Роман Гусаров. — Поскольку этого не произошло, значит все не так серьезно. Тем не менее, такое ограничение может быть фактически равносильно остановке. Я полагаю, уже марте у перевозчика может быть отрицательный финансовый результат из-за отсутствия глубины продаж».

Эксперт предположил, что уход топ-менеджеров перевозчика может быть связан именно с этим.

Ключевая точка

Иное мнение высказал эксперт, пожелавший остаться анонимным. Он не исключил, что слухи о продаже могут быть проплаченными вбросами. «Никто ничего не покупает и не продает. Кадровые изменения были и ранее, когда Росавиация приостанавливала действие сертификата. Действительно, когда такое происходит, кадровые перестановки, изменение структуры управления сетью маршрутов — неизбежны. По информации надежного источника, продавать Azur Air не планируют и самостоятельно найдут выход из сложившейся ситуации. Я не думаю, что авиакомпания закроется, тем более в условиях дефицита флота в России. Просто будет сокращение сети маршрутов, что мы, как потребители, конечно, почувствуем», — сказал эксперт.

Он напомнил, что владельцы авиакомпании давно в бизнесе (как пишут СМИ, с 2022 года контроль над Azur Air принадлежит турецкому бизнесмену Серхату Кочкару). Так что, по мнению эксперта, скорее всего, кроме сокращения количества рейсов ничего негативного не произойдет.

Говоря о контрактах с туроператорами, он отметил, что ключевой точкой, когда нужно будет принимать решение, станет первая декада мая. «Реальность в том, что на рынке нет свободных емкостей даже на фоне того, что перевозчики не летают на Ближний Восток. Кроме того, очень проблематично заменить туристическую чартерную перевозку, а Azur Air перевозит 2,5 млн человек в год», — подчеркнул эксперт.

В Azur Air не комментируют ни кадровые перестановки, ни решение Росавиации, ни слухи о продаже компании.

Напомним, на начало марта в сертификате эксплуатанта Azur Air числилось 15 самолетов: семь Boeing 757, шесть Boeing 767, а также по одному Boeing 737 и Boeing 777. Однако фактически в эксплуатации находятся 12 воздушных судов — по шесть Boeing 757 со средним возрастом 28,3 года и Boeing 767 со средним возрастом 32,7 года.

Самолеты Boeing 737 и Boeing 777 сейчас не используются из-за отсутствия страхового регулирования с иностранными лизингодателями. Кроме того, один Boeing 757 был выведен из эксплуатации в августе 2025 года из-за выработки ресурса двигателей Pratt&Whitney 2037. По этой же причине в течение текущего года полеты прекратят еще три Boeing 757, оснащенные этими двигателями. У одного из Boeing 767 (RA-73080) также остается чуть более 30 циклов по двигателям, сообщалось в Telegram-каналах.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

3 комментария

Сибирь
07 апреля, 19:15
Была масштабная зимняя полётная программа из Сибири и Урала Тай Вьетнам не рассчитали свои возможности и риски. Нужно было вовремя подубавить аппетить
Костя
07 апреля, 18:58
А вам сколько лет? И какое отношение к авиации вы имеете? Явно больше 30-ти)))
Гость
07 апреля, 17:48
Срелний вощраст самооетов 27!!!!! ЛЕТ!! Кому нужна жта авиакомпания- самоубийцам!?!?
Михаил
07 апреля, 18:41
Ну вообще то средний возраст больше 30 лет

Новости по теме